Шестое чувство Лидии Тепловой Печать E-mail
02.10.2013

Теплова Лидия Михайловна родилась 07 октября 1953 года в деревне Медведка Усть-Цилем-ского района Коми АССР. Работала журналистом в газетах «Сокольская правда» и «Россияне». Член Союза писателей России.  Автор стихотворных сборников «Крик в ночи» (1994), «Мишкин год» (1994), «Стихи и сказки для детей» (1997), «Сказка про доброго медведя» (2000), «Песня травы» (2003). Живёт в Соколе.(к 60-летию поэтессы)

Читаешь стихи, и невольно набегают слёзы, ком подступает к горлу. У меня, человека далеко не сентиментального. Понимаешь: это не дешёвый мелодраматический эффект, это предельная искренность лирических откровений. Это - от сердца. Рой чувств рождают в душе эти стихи, заставляют глубоко задуматься о вечном и преходящем, о житейском и космическом... Читаешь - и будто бы проходишь через незримый нравственный фильтр, становясь частью поэтического мира Тепловой. Разве можно без сострадания читать о токующем глухаре под охотничьим прицелом или убитом лосе, чью грудь печально обнимает осока?

В предисловии к дебютному сборнику Лидии Тепловой «Крик в ночи» Ольга Фокина писала: «Лично для меня её стихи - уголок живого северного леса, живой северной деревни, живой, страдающей, отзывчивой на чужие беды души»1   . Сострадание и отзывчивость - вот, пожалуй, главные качества лирической героини Тепловой:

Чужая боль. Не скрыться от неё.
Она меня и за сто вёрст настигнет2 .

... С детских лет ребёнку навязывается фраза-стереотип «человек и природа». Здесь соединительный союз -и по существу разделяет эти понятия. В лирике Тепловой такого разделения нет, человек органично сливается с природой как составная её часть, не доминирующая среди других. Вероятно, именно это обстоятельство позволило критику Андрею Смолину отнести стихи Тепловой к натурфилософичным3 . Действительно, творческий угол зрения у поэтессы необычен: она пишет о природе не со стороны, а изнутри, от первого лица:

Я тонкий ствол
С белёсою корою.
С листами глаз
И веточками рук...4 

Или:

...То ли я дерево,
То ли я птица5 .

Почти двести лет назад великий русский поэт-философ Фёдор Тютчев отмечал:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык6 ...

Язык природы, кажется, хорошо понимает и Лидия Теплова. Не случайно олицетворение у поэтессы - едва ли не самый распространённый троп. Причём природные объекты, явления не просто наделяются человеческими чертами, они озвучивают свою позицию. «Говорят» у Тепловой и ручей, и закат, и ёлка, и трава. И стремление лирической героини убежать от комфортного быта в лес кажется вполне естественным:

Возьми меня, лес, на полставки
                                     в технички!
До блеска очищу хоромы твои7 .

Конфликт у Тепловой разворачивается не между природой и отдельным человеком, а между природой и цивилизацией, обществом, променявшим непреходящие ценности, красоту окружающего мира на суетный быт, материальные блага.

Лес растёт не для бумаги -
Для тетёркиных речей
Для зверей, больших и малых,
Сохранившихся в глуши,
Для измученной, усталой
Человеческой души8 .

Видеть в этих и многих других подобных строчках лишь экологическую проблематику - серьёзное упрощение. Это было бы слишком прямолинейно, однозначно. Стихи Тепловой не укладываются в школьный термин «пейзажная лирика». Здесь на первый план, скорее всего, выходят нравственные категории. Глубина поэтического мышления Тепловой очевидна: автор уводит читателя в свой мир, увлекает красотой и многоплановостью этого мира. Поэтесса, по мнению критика и литературоведа Виктора Баракова, «интуитивно воплощает в художественных формах и идеи иного, религиозно-мистического уровня»9 . Упоминания Бога в стихах Тепловой можно встретить нечасто, но сама природа обожествлена. А лирическая героиня наделена удивительным чутьём:

 ...Я слышу, слышу, как во сне
Толкнулся лист в набухшей почке10 .

Это своеобразное шестое чувство больших поэтов, которым свыше дано то, что неведомо остальным. (Вспомним у Рубцова:

Я слышу печальные звуки,
Которых не слышит никто11 ).

Образ солнца, света - один из ключевых в лирике Тепловой. Жизнь человека - стремление к свету, всему доброму и прекрасному. Но сомнения одолевают:

...О, не заблудиться бы нам
Между мраком и светом12.

И приходит понимание непостижимости прекрасного:

Я к солнцу обернулася лицом:
Слепящее, великое,
Святое -
Источник жизни
Прямо предо мной.
Нет сил смотреть.
Глаза рукой закрыла.
Прекрасное,
А как его увидеть?13 

* * *

О Родине, о матери пишу,
О глухаре пишу и о собаке...14 

Тема Родины (большой и малой) у Тепловой, как и у многих других вологодских поэтов её поколения, занимает особое место, «первую строчку». Поэтесса выражает эту «самую смертную связь»15 по-своему, по-женски трогательно:

За родные просторы
Я навек, как невеста, просватана16 .

Расставание с родиной тягостно, мучительно: она, «зеленоглазая, милая, далёкая»

 ...зовёт к себе
Листом морошки в авиаконверте...17 

Печора, Полярная звезда, покосившийся плетень, старый колодезный сруб - всё это символизирует малую родину и вызывает ностальгические чувства. «Родина - мать» у Тепловой не просто распространённая поэтическая метафора, а нечто конкретное, буквальное:

В дыханьи матери,
К груди её припав,
Я слышу Родины моей
Дыханье18 .

Или:

Домом были мне леса, луга,
Матерью - широкая река19 .

Наряду с этими стихами Теплова создаёт сюжетные поэтические картинки («Баллада о школьном мерине», «Дед Пашка», «Горе под зонтиком» и др.), где малая родина представлена по-другому - что называется, «в лицах».

Подобные картинки из жизни земляков находим и в поэме «Три проталинки» (действие в ней также разворачивается «у широкой реки» (Печоры). Это произведение - уникальный материал для лингвиста: целая россыпь диалектных слов и выражений! Образный язык, мастерски написанные диалоги, оригинальный сюжет - далеко не всё, что можно сказать о поэме.

В 1990-е годы Родина (и малая, и большая) испытала серьёзные потрясения: разрушение Союза, межнациональные конфликты, чудовищное вымирание (геноцид?) русского народа... Пожалуй, любой думающий человек не мог не переживать за судьбу страны. Отпечаток этих переживаний находим и в творчестве Тепловой, которая,

...презирая пасмурные тени,
Господ, ограбивших великую страну20 ,

верит в возрождение России через молитву, веру, православный крест.

* * *

Стихи о любви у Тепловой разноплановы по настроению. Есть в них ирония («Ванькина маята»), самоирония («Воспоминание»), надрыв («Уходишь? Уходи!»), смирение («Песня травы»).

Отдельного разговора заслуживают стихи о братьях наших меньших и стихи для детей. Животные у Тепловой, как правило, оказываются в экстремальных ситуациях, виновником которых является человек, представленный имплицитно («Последняя песня глухаря», «Прерванный урок», «Долго пил отраженье своё...» и др.). Естественная эмоциональная реакция читателя - жалость, сострадание. Даже ядовитая болотная змея (в культуре нередко ассоциирующаяся с чем-то устрашающим и демоническим) у поэтессы выглядит настолько беззащитно, что впору её пожалеть. А как трогателен пугливый воробей - пичуга с обидным, по мнению поэтессы, именем:

Бедный, бедный, бедный,
Бедный воробей.
Каждый день он слышит:
- Вора, вора бей!21 

...Писать для детей непросто. Тут важно не просто опуститься (или подняться?) до уровня понимания ребёнка и посмотреть на мир его глазами, а требуется найти такие художественные средства, которые увлекут ребёнка, заставят его дочитать книжку до конца. Таланту Тепловой подвластна эта задача. Некоторые произведения для детей у Тепловой цикличны, объединены общим героем. Показательна в этом плане поэтическая «Сказка про доброго медведя» - произведение не просто доступное детской аудитории, а пронизанное тонким юмором, яркими запоминающимися образами, поучительными выводами.

Умело подчёркивает поэтесса детскую непосредственность в стихах о девочке Тане («Дождик, солнышко и Таня» и др.), постоянно задающейся какими-то вопросами.

В детских стихах Тепловой ощутимо влияние фольклора, особенно таких его форм, как потешка и прибаутка. Но фольклоризм не делает творчество поэтессы вторичным, заимствованным.

* * *

Творчество Лидии Тепловой ещё не получило должного критического осмысления. Видимо, пока не пришло время. Да и сами стихи Тепловой рассыпаны по малочисленным сборникам, а также страницам газет и журналов. Многие строчки попросту не дошли до читателя. Но хочется надеяться, что в ближайшем будущем это обязательно произойдёт.

Артём КУЛЯБИН

Использованная литература:

 1 Фокина О. Её дерева // Теплова Л.М. Крик в ночи. Стихотворения и поэма. - Вологда, 1994. - С.5.
 2 Там же. С.68
 3 Смолин А.П. Рождённые в пятидесятых. Литературно-критическое обозрение. - Вологда. - 2012. - С.45.
 4 Теплова Л.М. Песня травы. - Вологда. - 2003. - С.30.
 5 Там же. С.3
 6 Тютчев Ф.И. Стихи. - Уфа. - 1989. - С.64.
 7 Теплова Л.М. Крик в ночи. Стихотворения и поэма. - Вологда, 1994. - С.25.
 8 Там же. С. 12.
 9 Бараков В.Н. Слову предела нет: Литературоведение. Критика. Публицистика. - Вологда. - 2005. - С.35.
 10 Теплова Л.М. Крик в ночи. Стихотворения и поэма. - Вологда, 1994. - С.79.
 11 Рубцов Н.М.Собрание сочинений в 3-х томах. Т.2. М.- 2000. - С.25.
 12 Теплова Л.М. Крик в ночи. Стихотворения и поэма. - Вологда, 1994. - С.93.
 13 Там же. С.36.
 14 Там же. С.95.
 15 Рубцов Н.М.Собрание сочинений в 3-х томах. Т.1. М.- 2000. - С.52.
 16 Теплова Л.М. Крик в ночи. Стихотворения и поэма. - Вологда, 1994. - С.11.
 17 Там же. С.58.
 18 Там же. С.9.
 19 Там же. С. 54.
 20 Теплова Л.М. Песня травы. - Вологда. - 2003. - С.67.
 21 Из новых стихов Лидии Тепловой // Сокольская правда. - 1980. - 12 июля. - С.4.


(4 Голосов)
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

В комментариях ЗАПРЕЩЕНО: Оскорблять чужое достоинство, проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь, употреблять ненормативную лексику, мат, публиковать объявления рекламного характера.
По мере возможности, придерживайтесь правил русского языка. Старайтесь не делать грамматических ошибок.
За нарушение правил ваш комментарий будет проигнорирован!

Защитный код
Обновить

Добавить СП на Яндекс

ВСЕ страницы на ваш e-mail!

 

Цена полугодовой подписки - 220 руб. 

Подробности по тел.:
2-20-70 и 2-43-48

Из фотоальбома

Реклама

Реклама

Место для вашей рекламы

обращаться
по телефонам:
2-43-48; 2-54-07

Расценки

Праздники

Информер праздники сегодня

Яндекс.Метрика