Так ли страшны новые стандарты Печать E-mail
06.05.2011

В последнее время внимание общественности приковано к реформам в отрасли образования. Едва педагоги и учащиеся более-менее свыклись с пресловутым ЕГЭ, как развернулась широкая и активная дискуссия вокруг нового закона об образовании, проект которого обсуждается в Интернете. Какие перемены ждут российскую школу в ближайшее время? Отвечают ли они требованиям времени? Как относятся к ним специалисты? Попробуем ответить на эти и другие непростые вопросы.

 

Что такое ФГОС?

Какую роль отводит федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) проект нового закона об образовании? Процитируем документ: «Федеральный государственный образовательный стандарт - нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня».

ФГОС разрабатываются для образования разного уровня, в том числе для начального, среднего и старшего звена школы. Первоклассники уже со следующего года будут обучаться по новому стандарту. Чуть позднее новшества почувствуют и учащиеся других классов. Пожалуй, больше всего вопросов к разработчикам проекта вызывали грядущие изменения в старшем звене (10-11 кл.)

 

Выбирай и поступай!

Задача любой реформы - модернизация, стремление к тому, что в большей мере соответствует современным реалиям. Вероятно, этим руководствовались и разработчики проекта. Новый ФГОС для старшеклассников даёт больше свободы обучающимся, у которых появится возможность выбора того или иного школьного предмета и уровня его изучения.

Четыре предмета - ОБЖ, физкультуру, курс «Россия в мире» и подготовку индивидуального проекта разработчики реформы планируют сделать обязательными для всех. С учётом этих дисциплин старшеклассники будут изучать порядка десяти предметов. Но вот образовательный «уклон» станет определять сам ребёнок. Например, если он гуманитарий и планирует поступать в гуманитарный вуз, то может отказаться от глубокого изучения математического анализа. Вероятно, в этом и кроется главная идея нового стандарта - каждый старшеклассник будет сам оценивать свои способности и склонности.

 

Специалист или недоучка?

Одно можно сказать точно: новый ФГОС для старшего звена школы вы-звал широкую общественную и профессиональную дискуссию на страницах газет и журналов, в сети Интернет. Сторонники стандарта, как правило, сетуют на нынешнюю загруженность школьников, приводят в пример другие страны, разносторонне аргументируют тезис о необходимости профильного образования и т.д.

Есть свои веские доводы и у противников ФГОС. Пожалуй, здесь главный аргумент - неизбежная утрата фундаментальности образования. Очевидно, что в старшем звене общее образование в какой-то степени перестанет быть таковым. Противники нового ФГОС в его нынешнем виде написали открытое письмо первым лицам страны, где изложили свои претензии к разработчикам. Автором письма стал учитель словесности одной из московских школ, главный редактор газеты «Литература» Сергей Волков. За короткий срок обращение собрало более двадцати тысяч подписей. С Сергеем Волковым соглашались студенты, учителя, преподаватели ссузов и вузов, специалисты различного профиля... Процитируем наделавшее много шуму письмо: «Мы считаем, что вы, как руководители страны, которые обязаны просчитывать риски от принимаемых решений, должны наложить вето на радикальное перекраивание школьной программы и перевод в статус предметов по выбору ее главных дисциплин. Мы считаем, что необходимо созвать представительное совещание педагогических работников страны всех уровней, родительского сообщества и учеников для обсуждения вопроса о будущем образования. Будущее образования - это будущее каждого из нас, наших детей и внуков и России в целом».

 

До основанья, а затем?..

К сожалению, часто те или иные реформы в нашей стране начинаются с категоричного отрицания существующего порядка. Безусловно, меняются реалии, и коррективы вносить необходимо. Но так ли уж плохи, например, нынешние образовательные стандарты?

Кроме всего прочего, процесс обсуждения новых ФГОС идёт на фоне оптимизации образовательных учреждений. Материально-техническая база многих школ оставляет желать лучшего. Перестраивать свою работу придётся и учителям (об их подготовке много говорится в проекте стандартов).

 

Нестандартный стандарт?

А как относятся к новому ФГОС в старшем звене сокольские педагоги?

Валентина Васильевна Гуркова, Заслуженный учитель РСФСР:

- Новый стандарт рассчитан на сознательных подростков, способных самостоятельно заниматься и сделать осознанный выбор. Но это палка о двух концах - к сожалению, далеко не все наши старшеклассники серьёзно задумываются о будущей профессии.

К введению нового ФГОС нужно долго готовиться. Насколько он окажется полезным, сказать пока трудно. Считаю, что школа должна дать базовое общее образование, а профессиональное образование выпускники школ в соответствии со своими склонностями и способностями получают в учебных заведениях.

Артём КУЛЯБИН


(2 Голосов)
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

В комментариях ЗАПРЕЩЕНО: Оскорблять чужое достоинство, проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь, употреблять ненормативную лексику, мат, публиковать объявления рекламного характера.
По мере возможности, придерживайтесь правил русского языка. Старайтесь не делать грамматических ошибок.
За нарушение правил ваш комментарий будет проигнорирован!

Защитный код
Обновить

Добавить СП на Яндекс

ВСЕ страницы на ваш e-mail!

 

Цена полугодовой подписки - 220 руб. 

Подробности по тел.:
2-20-70 и 2-43-48

Из фотоальбома

Реклама

Реклама

Место для вашей рекламы

обращаться
по телефонам:
2-43-48; 2-54-07

Расценки

Праздники

Информер праздники сегодня

Яндекс.Метрика