Хотелось, чтобы таких учителей было больше Печать E-mail
06.09.2011

Трудный 1981 год закончился. После новогодних праздников, в начале января началась первая сессия, я училась на первом курсе в Сокольском целлюлозно-бумажном техникуме. Первый экзамен - физика.
Преподаватель С.А.Перов, хоть и был очень строгим, но разрешил пользоваться шпаргалками. Правда, с одной оговоркой, что если заметит, как мы списываем, то сразу вызовет к доске, начнет вразброс задавать вопросы, а студент должен будет быстро находить ответы в своих «шпорах». Если ответы будут правильными и быстрыми, то получит - пять, если нет - придется идти на пересдачу.
Точные науки еще со школы мне давались легко. Я умела решать задачи, а вот с теорией появились затруднения. Пока учились в восьмилетней школе в поселке Михалёво, учеников в классе было всего семь, и нас ежедневно по несколько раз спрашивали. А отучившись полкурса в техникуме, поняла, что можно готовиться не к каждому уроку. Весёлая, беззаботная студенческая жизнь оставила свой отпечаток. Времени на подготовку не оставалось. И я, недолго думая, запихнула одну тетрадь в один валенок, а другую - в другой. В тот год зима выдалась суровая, морозная.
Удобно расположившись за последней партой, я сначала решила задачу, потом достала нужную тетрадь и, положив нога на ногу, начала списывать. Парты в то время были за-крытые. Спокойно списав первый вопрос, поменяла тетради и только подготовилась списывать второй, как в аудиторию зашла зав. дневным отделением и учитель литературы нашей группы Л.Н.Афанасьева.
Что делать? Как быть? Если перестану списывать, то учитель физики увидит, что я сконфузилась, если продолжу, то вдруг Людмила Николаевна пойдет между рядами и заметит, что у меня здесь тетрадь? Несколько секунд поерзав на стуле, принимаю решение, да что и будет, продолжу списывать, если выгонят. Так мне и надо!
Минуту спустя зав. отделением, решив свои вопросы, ушла.
Я пошла отвечать. Сергей Александрович, загадочно улыбаясь, забрал у меня все листы и начал их рассматривать:
- Ну, что, Нина, первый вопрос ты знаешь, - перевернул лист на другую сторону, второй - тоже. Сейчас посмотрим задачу.
Отложив в сторону лист с ответами на вопросы, он долго изучал решение задачи, потом, хитро сощурив глаза, что-то записал в журнал и добродушно ответил:
- Да, и задача у тебя решена верно. Всё, можешь быть свободной.
Не ожидая такого поворота событий, я с дрожащими коленками вышла в коридор. Там меня со всех сторон обступили учащиеся нашей группы, они задавали мне вопросы, а я не знала, что отвечать. А в голове беспорядочным роем кружились мысли, наверно, он видел, как я списывала, да еще так нагло в присутствии завуча, всё - это конец учебе. Двойка мне обеспечена, и позор на весь техникум. Что же я скажу маме?
Когда экзамен сдали все, Сергей Александрович озвучил результаты. У меня в «зачетке» красовалась крупная красная пятерка...
В то время я жила в общежитии, где порядки были строгие. С 14 до 16 часов - самоподготовка к урокам. И только я начала писать шпаргалки по математике, в дверь постучали. Провалиться бы мне на месте, в комнату зашла Людмила Николаевна. Она, улыбаясь, поинтересовалась:
- Ну, как, Нина, твои дела? На какую отметку списала?
Я вдруг растерялась от прямого вопроса, и, заикаясь, начала оправдываться:
- Я... Я... Не списывала. На пять сдала.
- Да ладно, на дурака рассказ. Чем сейчас занимаешься?
- Готовлюсь к математике, - ответила я, спрятав внутри тетради шпаргалки.
- Молодец, продолжай учить дальше, - с этими словами преподаватель повернулась и вышла.
В тот момент у меня даже руки вспотели от    безысходности положения.
Это было начало нашего общения с Людмилой Николаевной.
Первый курс. Вторая сессия. Экзамен по литературе. Накануне экзамена написала реферат, и успешно защитила его на пятерку.
Но тот день был точно не мой. Вытащив билет, я уселась на первую парту. Прочитала вопрос. Нужно было описать подвиги героев романа Михаила Шолохова «Они сражались за Родину».
Ну как же, смогу, напишу! Мне же в шестом классе за хорошую учебу и активное участие в делах школы подарили книгу Шолохова. Правда, она пылилась на книжной полке, почитать как-то времени не хватило.
И вот размашистым, уверенным почерком начинаю описывать события другого произведения, где главным героем был Маресьев.
Когда я вышла к доске и начала отвечать, Людмила Николаевна встревоженно подняла голову от журнала и округленными глазами вопросительно посмотрела на меня в упор, перебив на полуслове:
- Нина, это не то произведение. Вспомни «...штаны пори, не жалко, а сапоги не трогай, не разрешаю. Я в них и три месяца не проходил, и они мне нелегко достались...»
Чувствую, что краснею до кончиков волос. Понимаю, что преподаватель литературы пытается вытащить меня из бездны, задавая наводящие вопросы по теме, а у меня в голове полный стопор.
Тогда она начинает задавать вопросы по реферату, который я накануне защитила. Но из-за волнения я не вспомнила ни одного слова, о чём там написано. Переминаясь с ноги на ногу, уставившись в одну точку на полу, я стояла и молчала.
Увидев мое неожиданное замешательство и посочувствовав мне, Людмила Николаевна поставила мне тройку, зная мой характер, она понимала, что придя домой, я сразу же перечитаю роман.
Спустя много лет судьба снова свела меня с ней.
Серьезно заболев, я продолжала писать стихи, друзья настояли отправить их в газету.
Удача. Меня приняли в члены литературного объединения «Сокол» при газете «Сокольская правда», в которой опубликовали мое первое стихотворение. Окрыленная успехом, с восторгом мечтала выпустить свой сборник стихов.
Одновременно вступила в общество инвалидов. С помощью Г.Старыгиной отправила рукопись к известной вологодской поэтессе Ольге Фокиной и с трепетом ждала ответа.
Какой ужас! Она все мои стихи раскритиковала. Что делать?
Обратилась с мольбой о помощи к Людмиле Николаевне, чтобы понять, что пишу не так? И долгими зимними вечерами мы заново проходили изучение уже благополучно забытых ямбов и хореев, сравнений и метафор. Преподаватель литературы настолько корректно указывала мне на ошибки, что хотелось продолжать редактировать уже готовые и писать новые стихи.
В 2008 году в санатории «Новый источник» прошел VI областной фестиваль художественного творчества инвалидов «Вместе мы сможем больше». Литературную гостиную вела лауреат Государственной премии Ольга Фокина.
Готовились к мероприятию вместе с преподавателем литературы, выбрали стихи. Подготовленную речь я по телефону проговаривала Людмиле Николаевне, мы убирали ненужные слова, добавляли новые.
Мучительно долго тянулись минуты до выступления. Но когда я увидела, с какой радостью меня приняли литераторы, вообще забыла о своих переживаниях и недугах. Все единодушно похвалили мои творения.
В заключение фестиваля я обратилась к О.Фокиной, показала ее ответ на мою рукопись, и она очень удивилась, что те слова были адресованы мне. Результат проделанной работы ее порадовал. Ольга Александровна подписала автограф: «Душа Ваших произведений - родная сестра душе моих. Спасибо! Удачи Вам!», высоко оценив мои стихотворения «Подружки», «Невеста я...», «Операция».
Думаю, что, когда я уехала на фестиваль, моя учительница волновалась не меньше меня. Потом мы вместе порадовались моей первой победе.
Пробиться сквозь бурелом чувств и проложить свою неповторимую дорогу в поэзии - не просто. Людмила Николаевна удивительным образом отогрела мою ледяную душу, постепенно, шаг за шагом увлекая меня за собой, она позволила осторожно прикоснуться к высоким тайнам поэзии, тихонько приоткрыв дверь в прекрасный, восхитительный мир стихосложения. Незаметно для себя я сделала свой первый робкий шаг к профессиональному мастерству. Выпустила собственный сборник стихов «Поворот судьбы», каждое слово, написанное в нём, я долго отшлифовывала, отрабатывала, согласовывала с Людмилой Николаевной, а иногда даже споря и отстаивая свою точку зрения на право написания тех или иных фраз. Сейчас я могу с гордостью назвать себя - сокольская поэтесса. Мои стихи печатаются в газете «Сокольская правда». Несколько произведений вошли в коллективные сборники стихов и прозы членов литературного объединения «Сокол» - «Откровения», «Смотрит желтеньким глазком белая ромашка». Сейчас стихи для меня не только утешение для души, но и защита от ударов судьбы, которых выпало на мою долю не мало. Находясь в инвалидной коляске, я не утратила ни жизнерадостности, ни оптимизма. Школа жизни, благодаря учителям и друзьям, научила любви, выдержке, вере, научила постигать мир через перо.
Людмила Николаевна очень чуткая, добрая, внимательная, но в то же время требовательная к своим ученикам. Она интересный собеседник, с ней можно обсуждать любые темы, даже делиться секретами. Мы до сих пор постоянно созваниваемся, обсуждаем вновь написанные произведения, и не только стихи, но и легкую прозу.
Пользуясь случаем, благодарю за выбор, сделанный Людмилой Николаевной в жизни - стать учителем. Своим трудом она внесла неоценимый вклад в развитие подрастающих поколений.
Д.Дефо писал: «Все наши сетования по поводу того, чего мы лишены, проистекают от недостатка благодарности за то, что мы имеем». Хочется поблагодарить Людмилу Николаевну за ответственность, добросовестный труд.
Хотелось, чтобы таких Учителей с большой буквы было больше, которые не стремятся за материальными благами, а добродушно отдают крупицу своего    сердца каждому из своих учеников, независимо, за-служивают они её или нет.

Нина ГАВРИКОВА (ТОЧИНА)


(1 Проголосовало)

Новые статьи:
Похожие статьи:

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

В комментариях ЗАПРЕЩЕНО: Оскорблять чужое достоинство, проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь, употреблять ненормативную лексику, мат, публиковать объявления рекламного характера.
По мере возможности, придерживайтесь правил русского языка. Старайтесь не делать грамматических ошибок.
За нарушение правил ваш комментарий будет проигнорирован!

Защитный код
Обновить

Добавить СП на Яндекс

ВСЕ страницы на ваш e-mail!

 

Цена полугодовой подписки - 220 руб. 

Подробности по тел.:
2-20-70 и 2-43-48

Из фотоальбома

Реклама

Реклама

Место для вашей рекламы

обращаться
по телефонам:
2-43-48; 2-54-07

Расценки

Праздники

Информер праздники сегодня

Яндекс.Метрика