Новое в законодательстве Печать E-mail
В прокуратуре
03.02.2016

«О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Указанием банка России от 24.05.2015 N 3649-У внесены изменения в Приложение 1 Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Уточнено, что при заключении договора ОСАГО страховщик вправе провести осмотр транспортного средства. Место осмотра устанавливается по соглашению сторон. При недостижении соглашения относительно места осмотра или в случае составления договора ОСАГО в виде электронного документа осмотр транспортного средства страховщиком не проводится. Предусмотрено, что договор ОСАГО в виде электронного документа может быть заключен только при его продлении по истечении срока действия путем заключения со страховщиком, с которым был заключен предыдущий договор, договоры на новый срок, в том числе с расширением круга лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством. Это положение действует по 30 сентября 2015 года включительно. Кроме того, установлено, что договор ОСАГО не может быть заключен в виде электронного документа, если представленные страхователем сведения отсутствуют в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

С.В.ТЯГЛОВ, заместитель Сокольского межрайонного прокурора.

 

Ужесточается ответственность за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения

01 июля 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2014 № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения». Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 264.1, предусматривающей уголовную ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения лица, ранее подвергнутого административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения, либо имеющего судимость за совершение преступления, предусмотренного частями 2, 4 или 6 статьи 264 УК РФ. Санкция ст. 264.1 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 200 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо принудительных работ на срок до 2 лет, либо лишения свободы на срок до 2 лет. В качестве дополнительного наказания предусмотрено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

О.А.КЕРСЕЛЬЯН, Сокольский межрайонный прокурор.

 

Порядок расследования несчастных случаев

Несчастные случаи на производстве подлежат расследованию и учету в порядке, установленном главой 36 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях утверждены постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73. Согласно ст. 227 ТК РФ расследованию и учету подлежат все несчастные случаи, произошедшие на производстве с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах. Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших. Несчастными случаями на производстве, подлежащими расследованию и учету, являются те события, которые произошли:
- в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
- при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;
- при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;
- при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие);
- при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время;
- при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.

Для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. Во всех случаях состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов. Произошедший на производстве несчастный случай, в результате которого работник получил легкое повреждение здоровья, подлежит обязательному расследованию и учету. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченного по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель). При расследовании несчастного случая, в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Государственная инспекция труда в Вологодской области). Расследование несчастного случая, в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней. При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные сроки расследования могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.

С.В.БОГДАНОВ, помощник Сокольского межрайонного прокурора.

 

Школьник идет на работу

У школьников начались каникулы, и многие из них на это время устраиваются работать. Однако их трудоустройство имеет ряд особенностей, связанных со спецификой физиологического и социального развития несовершеннолетних. Законодательством для них определены дополнительные гарантии трудовых прав. Согласно статье 63 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. Лица, получившие общее образование или получающие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Однако трудовой договор может быть заключен и с лицами, достигшими возраста 14 лет. Так, с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства возможно заключение трудового договора с учащимися, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Что касается детей младше 14 лет, то они могут приниматься на работу в организации кинематографии, театры, театральные и концертные организации, цирки для участия в создании и (или) исполнении произведений при наличии согласия одного из родителей (опекуна) и органа опеки и попечительства при условии, что это не нанесет ущерба их здоровью и нравственному развитию. После внесения изменений в ТК РФ в 2006 году меры охраны труда несовершеннолетних в возрасте до 14 лет были повышены: в разрешении органа опеки и попечительства должны быть указаны максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых будет выполняться работа. Трудовое законодательство не закрепляет формы, в которой должно быть получено согласие одного из родителей на заключение несовершеннолетним трудового договора. Это может быть как нотариально удостоверенное согласие одного из родителей, так и просто согласие, полученное в письменной форме. Документ, подтверждающий согласие органа опеки и попечительства,  может быть получен в  данном органе по месту жительства подростка.  Трудовой договор от имени работника в возрасте до 14 лет подписывается его родителем (опекуном). Обязательное условие заключения трудового договора с лицами в возрасте до 18 лет – прохождение ими предварительного медицинского осмотра, который осуществляется за счет средств работодателя ( ст. 69, ч.1 ст. 266 ТК РФ). Особенности порядка заключения трудового договора с несовершеннолетними заключаются в том, что в соответствии со ст. 70 ТК РФ не допускается устанавливать испытательный срок для этой категории работников, также запрещается заключать договор о полной материальной ответственности, что предусмотрено ст. 244 ТК РФ. Согласно ст. 242 ТК РФ работники в возрасте до 18 лет несут полную материальную ответственность лишь в следующих случаях:

- умышленное причинение ущерба;

- причинение ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

- причинение ущерба в результате совершения преступления или административного проступка.

Статья 265 ТК РФ запрещает применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами). Кроме работ, запрещенных ст. 265 ТК РФ, несовершеннолетние не могут привлекаться к работам (даже при наличии их согласия и согласия родителей (законных представителей):

- по совместительству ( ст. 282 ТК РФ);

- вахтовым методом, поскольку эти работы связаны с отъездом в другую местность и с длительными рабочими сменами, что запрещается несовершеннолетним (ст. 298 ТК РФ);

- в религиозных организациях (ст. 342 ТК РФ).

Также запрещается направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений). Перед заключением трудового договора несовершеннолетний должен быть ознакомлен (под личную подпись) с правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными нормативными актами, регулирующими деятельность работника. Он должен получить экземпляр трудового договора, а также ознакомиться с приказом о приеме на работу.  После заключения трудового договора оформляется приказ (распоряжение) о приеме на работу ( ст. 68 ТК РФ). Работнику, принятому на работу впервые, работодатель обязан завести трудовую книжку в недельный срок со дня приема. Статья 92 ТК РФ гарантирует несовершеннолетним сокращенное рабочее время: для работников в возрасте до шестнадцати лет - не более 24 часов в неделю; для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю.

С.В.БОГДАНОВ, помощник Сокольского межрайонного прокурора.

 

Порядок взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей

Каждый из родителей должен знать, что он обязан воспитывать и содержать своих несовершеннолетних детей. В случае, если родители не предоставляют содержание своим детям, средства на их содержание (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. При этом лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребёнка. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей. Соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Односторонний отказ от исполнения соглашения об уплате алиментов или одностороннее изменение его условий не допускается. При заключении соглашения родители вправе определить размер, порядок, форму, а так же иные условия предоставления содержания своим несовершеннолетним детям. Размер алиментов, установленный соглашением, определяется родителями самостоятельно, но он не может быть ниже: на одного ребёнка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей- половины заработка и иного дохода родителей. При отсутствии соглашения между родителями об уплате алиментов на несовершеннолетних детей и не предоставлении детям содержания алименты взыскиваются в принудительном порядке. Алименты присуждаются с момента обращения в суд. Алименты за прошедший период могут быть взысканы в пределах трех лет с момента обращения в суд, если судом установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного их уплачивать. Право на предъявление иска  о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей принадлежит следующим лицам:

1) одному из родителей ребёнка, усыновителю, если усыновление произведено только одним лицом и сохранилась правовая связь между ребёнком и одним из родителей;

2) опекуном или попечителем ребёнка;

3) приёмными родителями ребёнка;

4) администрацией детского учреждения, в котором воспитывается ребёнок.

Исковое заявление о взыскании алиментов истец вправе подать как в суд по месту жительства ответчика, так и в суд по месту своего жительства (ч. 3 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Фдерации).

В исковом заявлении необходимо указать:

- наименование суда, который будет рассматривать дело;

- фамилию, имя, отчество или наименование истца (если истец учреждение), место его жительства или место нахождения;

- фамилию, имя, отчество ответчика, адрес его места жительства;

- заявить требования о взыскании алиментов;

- указать перечень документов, являющихся приложением к исковому заявлению.

К заявлению необходимо прилагать следующие документы: копии свидетельства о браке, о разводе, свидетельство о рождении ребенка, справка с места жительства ребенка. Могут предоставляться как нотариально заверенные копии, так и оригиналы документов с простыми ксерокопиями – при наличии оригиналов суд самостоятельно заверит копии документов.

В соответствии с положениями ст. 81 Семейного кодекса Российской Федерации, алименты взыскиваются ежемесячно  в следующих долях:

- на одного ребёнка – 1/4 заработка и (или) иного дохода родителей;

- на двух детей – 1/3 заработка и (или) иного дохода родителей;

- на трех и более детей – 1/2 заработка и (или) иного дохода родителей.

Размер долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального, семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Прекращение алиментной обязанности в отношении одного или нескольких несовершеннолетних детей влечет увеличение размера алиментов, взыскиваемых на содержание остальных. Так, при достижении одним из детей совершеннолетия размер алиментов, взыскиваемых на второго ребёнка, увеличивается с 1/6 до 1/4.

При отсутствии соглашения об уплате алиментов, и в случаях, если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок, либо если родитель получает доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях и в твердой денежной сумме. Размер твердой денежной суммы определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств. Виды заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, определены в ст. 82 Семейного Кодекса Российской Федерации. К ним относятся:

- все виды заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной (национальной или иностранной валюте) и натуральной форме;

- все виды пенсий и компенсационных выплат к ним, ежемесячных доплат к пенсиям, за исключением надбавок, установленных к пенсии на уход за пенсионером, а также компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу на период осуществления ухода за пенсионером;

- стипендии, выплачиваемые обучающимся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях, слушателям духовных учебных заведений;

- пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице только по решению суда и судебному приказу о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов;

- суммы, выплачиваемые на период трудоустройства уволенным в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата;

- доходы от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

- доходы от передачи в аренду имущества;

- доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации (дивиденды, выплаты по долевым паям и т.д.);

- суммы материальной помощи, кроме материальной помощи, оказываемой гражданам в связи со стихийным бедствием, с пожаром, хищением имущества, увечьем, а также с рождением ребенка, с регистрацией брака, со смертью лица, обязанного уплачивать алименты, или его близких родственников;

- денежное довольствие (содержание), получаемое военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел и другими приравненными к ним категориями лиц, в том числе с единовременного и ежемесячного пособий и иных выплат при увольнении с военной службы, со службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе.

Алименты не подлежат налогообложению согласно ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исполнительный документ о взыскании алиментов предъявляется взыскателем в территориальный отдел службы судебных приставов по месту жительства должника, по месту работы должника или месту нахождения его имущества (по выбору).

Работодатель по месту работы должника согласно ст.ст. 109, 111 Семейного кодекса Российской Федерации обязан:

1) ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и иного дохода должника;

2) уплачивать или переводить удержанные алименты за счет должника взыскателю не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и иного дохода должнику;

3) в случае увольнения сообщить в отдел судебных приставов и взыскателю о новом месте работы должника (если оно известно).

За уклонение от содержания своих несовершеннолетних детей родители несут ответственность, установленную законодательством. В частности, за злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста предусмотрена уголовная ответственность по       ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей – наказывается исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3-х месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года.

Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей, на основании исполнительного листа, прекращается в случаях:

1) достижения ребенком совершеннолетия;

2) приобретения полной дееспособности несовершеннолетним ребенком до достижения им совершеннолетия;

3) усыновления (удочерении) ребенка, на содержание которого взыскивались алименты;

4) смерти лица, получающего алименты, или лица, обязанного уплачивать алименты (п. 2 ст. 120 Семейного кодекса Российской Федерации).

Алиментные обязательства, установленные соглашением об уплате алиментов, прекращаются в случаях:

1) смерти одной из сторон;

2) истечения срока действия этого соглашения;

3) по основаниям, предусмотренным соглашением.

С.В.БОГДАНОВ, помощник Сокольского межрайонного прокурора.

 

Рецидив преступлений

Понятие рецидива преступлений дается в статье 18 Уголовного Кодекса Российской Фелерации. Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Следует отметить, что  в Уголовном  Кодексе 1960 года такого понятия не было. По законодательству того времени лицо, совершившее несколько  преступлений, предусмотренных УК РСФСР, признавали рецидивистом либо особо опасным рецидивистом, т.е. если гражданин  совершал несколько умышленных преступлений по статьям, указанным в ст.24-1 УК РСФСР, то он мог быть по решению суда признан особо опасным рецидивистом. Это  влекло  назначение более строгого наказания и отбывание наказания в особой колонии. Уголовный Кодекс  РФ 1996 года отказался от этих понятий, акцентируя  внимание не на личности преступника, а на  совершенном им преступлении.  В настоящее время  действующим уголовным законом предусмотрено понятие рецидива. Рецидив в зависимости от количества совершенных преступлений и тяжести совершенного делится на  простой, опасный и особо опасный рецидив. Для образования рецидива необходимы три обязательных условия: совершение только умышленных преступлений, наличие, по меньшей мере, двух преступлений, совершенных одним лицом;  наличие судимостей за ранее совершенные преступления. В случае если, судимость была погашена, она не  учитывается для установления рецидива. Не могут учитываться для установления рецидива также наличие судимости  за  преступления, совершенные  в несовершеннолетнем возрасте, а также  судимости за преступления, осуждение за которые признавалось условным либо по которым предоставлялась отсрочка исполнения приговора. Таким образом, положения действующего уголовного закона  значительно  смягчают положение  граждан, осуждаемых за совершение умышленных преступлений. В зависимости от установления простого, опасного либо особо опасного преступления виновному назначается наказание  и устанавливается вид исправительного  учреждения. Однако в соответствии с ч. 1 ст.68 УК РФ назначаемое наказание при любом виде рецидива не может быть менее одной трети части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершение данного преступления.

Д.И.ШИЛОВ, заместитель Сокольского межрайонного прокурора.

 

Порядок привлечения граждан к ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, зафиксированные комплексами фото-видео-фиксации

В соответствии с положениями ст. 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации комплексами фотовидеофиксации привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. Решение о привлечении собственника (владельца) транспортного средства к административной ответственности принимается уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел в виде постановления о назначении административного наказания в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Постановление о назначении административного наказания выносится без составления протокола об административном правонарушении и без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. При вынесении постановления по делу об административном правонарушении наказание лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, назначается в виде административного штрафа, исчисляемого в наименьшем размере в пределах санкции применяемой статьи или части статьи Особенной части КоАП РФ. В случае, если санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения права управления транспортным средством или административный арест, то размер назначаемого административного штрафа составляет 5 тысяч рублей. После вынесения постановления по делу об административном правонарушении его копия на бумажном носителе с приложением материалов, полученных с помощью комплексов фотовидеофиксации, в течение 3 дней со дня вынесения постановления по делу об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением. Направление копии постановления либо информации, содержащейся в постановлении, возможно с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, иных средств информационных технологий, но при наличии согласия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении собственника (владельца) транспортного средства может быть отменено с его освобождением от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении собственник (владелец) транспортного средства докажет, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, либо к моменту фиксации административного правонарушения выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд. Для подтверждения факта нахождения транспортного средства во владении или в пользовании другого лица либо выбытия его из обладания в результате противоправных действий могут быть представлены любые доказательства. Ими могут быть доверенность на право управления транспортным средством иным лицом, полис ОСАГО, в котором имеется запись о допуске к управлению иного лица, договор аренды транспортного средства, показания лица, непосредственно управляющего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения.

С.В.ТЯГЛОВ, заместитель Сокольского межрайонного прокурора.

 

Об административной ответственности за нарушение правил содержания животных

Правила содержания домашних животных по своей природе являются санитарно-эпидемиологическими, ветеринарными мерами, направленными на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, обусловленных воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от животного к здоровому человеку. В настоящее время правила содержания домашних животных, в том числе устанавливающие обязанность собственников домашних животных соблюдать требования по их содержанию, определены рядом федеральных нормативных правовых актов. Так, являются действующими СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей» и СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», утвержденные постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 № 54 и от 22.08.2014 № 50 соответственно. При этом в соответствии с пунктом 1.4. СанПиН 3.2.3215-14 контроль за выполнением указанных санитарных правил проводится органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а именно Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами. Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлена статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов). В соответствии со статьями 23.13, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составление протоколов об административных правонарушениях по статье 6.3 КоАП РФ, а также рассмотрение дел указанной категории отнесено к компетенции органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. На территории области таким органом является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области.

С.В.БОГДАНОВ, помощник Сокольского межрайонного прокурора.

 

Гражданский иск в уголовном процессе

Статья 52 Конституции Российской Федерации закрепляет право потерпевшего на возмещение ущерба, причиненного преступлением. Наиболее распространенной и эффективной формой реализации этого права является институт гражданского иска в уголовном процессе. Он представляет собой требование о возмещении имущественного вреда при наличии оснований полагать, что данный вред причинен непосредственно преступлением. Гражданский иск может быть предъявлен и для имущественной компенсации морального вреда. Иск в уголовном процессе может быть заявлен лицом, чьи права были нарушены в результате совершения преступления. Гражданскими истцами могут быть признаны не только потерпевшие, но и иные лица, чьи права были нарушены в результате совершения преступления. Их правовой статус оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. При предъявлении гражданского иска истец освобождается от уплаты государственной пошлины. Отказ от гражданского иска может быть заявлен истцом в любой момент производства по уголовному делу, но до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Отказ от иска влечет за собой прекращение производства по нему. При постановлении приговора суд разрешает среди прочих вопрос об удовлетворении гражданского иска, и если да, то в чью пользу и в каком размере. Если возникает необходимость произвести дополнительные расчеты, требующие отложения судебного разбирательства, суд может признать за гражданским истцом право на удовлетворение иска и передать вопрос о размере возмещения для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства. Подсудность такого иска определяется подсудностью уголовного дела, в котором он предъявлен.

С.В.ТЯГЛОВ, заместитель Сокольского межрайонного прокурора.

 

Комиссии по регулированию споров между участниками образовательных отношений

Статья 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусматривает необходимость создания в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Данные комиссии создаются в целях урегулирования разногласий между обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогами по вопросам реализации права на образование. Обучающиеся, в случае нарушения их прав, могут самостоятельно или через своих представителей (в качестве которых могут выступать родители, законные представители (опекуны, попечители, приемные родители, иные лица) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Дошкольники и школьники младших классов обращаются только через своих родителей или законных представителей. Комиссия создается в образовательной организации и состоит из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, работников организации. Однако единый порядок работы комиссий по урегулированию споров, утвержденный законодательством, отсутствует. Порядок создания, организации работы, принятия решений таких комиссий устанавливается локальными нормативными актами образовательных организаций, как правило, в форме положений. При этом положение подлежит обязательному согласованию с органами самоуправления образовательной организации (к которым относятся: совет обучающихся, совет родителей (законных представителей), представительные органы работников). Комиссия собирается по мере необходимости и рассматривает письменные обращения (заявления, жалобы), в которых должны быть указаны конкретные факты или признаки нарушений прав участников образовательных отношений, а также виновные, допустившие нарушения. Лицо, направившее обращение, и лица, чьи действия обжалуются, вправе присутствовать при рассмотрении обращения на заседании и давать пояснения. Для объективного и всестороннего рассмотрения обращений комиссия имеет право приглашать на заседания и заслушивать иных лиц. Решения комиссий оформляются письменно и являются обязательными для всех участников образовательных отношений. В решении указываются конкретные сроки выполнения мероприятий по устранению выявленного нарушения. Комиссия отказывает в удовлетворении жалобы заявителя, если не выявит факты указанных в обращении нарушений. Принятые решения могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

С.В.БОГДАНОВ, помощник Сокольского межрайонного прокурора.

 

Правительством России предоставлено право региональным властям расширять категории граждан для приобретения жилья экономкласса

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 внесены изменения в условия и меры реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Согласно поправкам региональные власти получили право расширять перечень категорий граждан, которые имеют право на приобретение жилья экономкласса в рамках Программы «Жилье для российской семьи».

Данная программа предусматривает продажу установленным категориям граждан РФ жилья экономкласса по цене, не выше установленной максимальной цены.

Ранее перечень таких категорий был ограничен живущими в аварийном жилье, малоимущими, работниками отдельных отраслей, многодетными, ветеранами, инвалидами и пр.

Теперь уполномоченные региональные органы власти смогут дополнять этот перечень иными категориями граждан.

Нововведения действуют с 7 октября 2015 года.

О.П.ВОЛКОВА, помощник Сокольского межрайонного прокурора.

 

Три правовых документа Правительства РФ по вопросам усыновления детей приведены в соответствие с действующим законодательством

В апреле 2015 года в Семейный кодекс РФ были внесены изменения в части уточнения категории лиц, которые не могут быть усыновителями.  Это лица, имевшие судимость либо подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за некоторыми исключениями), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, общественной безопасности, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести. Речь идет о случаях признания судом таких лиц представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого. При этом суд, вынося решение об усыновлении ребенка, вправе отступить от некоторых перечисленных положений с учетом интересов ребенка и заслуживающих внимание обстоятельств. Такое правило не распространяется на отчима и мачеху усыновляемого. В соответствии с указанными поправками постановлением Правительства РФ от 10.09.2015 № 960 изменены Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации. В этих Правилах   закреплен срок действия заключения о возможности граждан быть усыновителями, он составляет 2 года. Новым правовым документом дополнены и Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах. В Примерном положении о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав уточнены требования к принятию решений такими комиссиями. Внесенные Правительством России поправки действуют с 26 сентября 2015 года.

М.Ю.КВАШИНА, помощник Сокольского межрайонного прокурора.

 

В целях трудоустройства граждане через Интернет могут вносить информацию в Общероссийскую базу вакансий «Работа в России»

Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2015 года установлен порядок формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России». В данной системе подлежит размещению информация о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, ищущих работу и др. За создание системы, ее формирование, ведение и модернизацию отвечает Федеральная служба по труду и занятости. Размещать информацию могут органы власти, работодатели (юридические лица и индивидуальные предприниматели) и граждане, ищущие работу. Вносить информацию в систему возможно на безвозмездной основе после соответствующей регистрации. Обеспечение доступа к системе будет осуществляться через интернет-портал «Работа в России», в том числе с использованием мобильных устройств и информационных терминалов. Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования – 27 августа текущего года, за исключением отдельных положений, которые вступят в силу с 1 января 2016 года.

М.Ю.КВАШИНА, помощник Сокольского межрайонного прокурора.

 

Правительством РФ скорректированы Правила признания лица инвалидом

В связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов в отдельные законодательные акты Российской Федерации были внесены изменения по вопросам социальной защиты инвалидов Федеральным законом от 01.12.2014    № 419-ФЗ. В целях реализации данного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 года № 805 скорректированы Правила признания лица инвалидом. Так, в Правилах закреплено введенное указанным Федеральным законом понятие «абилитация», то есть система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Новым правовым документом также уточнено, что соответствующая группа инвалидности или категория «ребенок-инвалид» устанавливаются в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов. Ранее признание инвалидом определенной группы или категории зависело от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов. Такие нововведения вступают в силу с 1 января 2016 года.

М.Ю.КВАШИНА, помощник Сокольского межрайонного прокурора.

 

Вступил в силу федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты в части банкротства работодателей

С 29.09.2015 вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015 № 186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он вносит в ряд законодательных актов (Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве)», «Об исполнительном производстве») изменения, направленные на усиление защиты прав граждан в случае банкротства работодателя. В частности, работники (в том числе бывшие) наделяются правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника (работодателя) банкротом. Устанавливается обязанность руководителя должника или индивидуального предпринимателя обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом, если по причине недостаточности денежных средств имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев задолженность по причитающимся работникам выплатам (оплата труда, выходные пособия и пр.). Регламентируется порядок проведения собрания работников и выбора представителя (срок проведения собрания – не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов). Уточнена очередность исполнения требований кредиторов, в том числе: в части требований по текущим платежам: из второй в третью очередь перенесены требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве; из третьей в четвертую очередь – требования по коммунальным и эксплуатационным платежам.

М.Ю.КВАШИНА, помощник Сокольского межрайонного прокурора.

 

Вопрос: Я работаю по срочному трудовому договору, сейчас жду ребенка. Мне известно, что беременную уволить нельзя, я показала предпринимателю, на которого работаю, справку о беременности. Однако теперь он требует периодически «обновлять» такую справку. Обязана ли я приносить на работу повторные справки о беременности?

На вопрос отвечает помощник Сокольского межрайонного прокурора М.Ю.Квашина:

Действующее трудовое законодательство в данном случае защищает права не только работника, но и работодателя. В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель действительно не вправе произвести увольнение и обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам - до окончания такого отпуска. Однако в этом случае женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. 

 

Вопрос: Хотела устроиться на работу продавцом в частный магазин. Но хозяин сказал, что я ему не подхожу. Могу ли я потребовать объяснения причин, по которым меня не взяли на работу?

На вопрос отвечает помощник Сокольского межрайонного прокурора Квашина М.Ю.

В соответствии с действующим трудовым законодательством РФ работодатель по требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Недавно внесенными поправками в Трудовой кодекс РФ уточнено, что такая обязанность возникает у работодателя в случае получения письменного требования лица, которому отказано в заключении трудового договора, и должна быть исполнена в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования. Гражданин вправе обжаловать отказ в заключении трудового договора в суд.

 

Вопрос: Какое наказание предусмотрено за разведение костра в лесу?

На вопрос отвечает помощник Сокольского межрайонного прокурора Квашина М.Ю.

Законодательно предусмотрен ряд мер по контролю за охраной лесов от пожаров и виды ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Так, в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке. Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных лиц от обязанности возместить ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Следует выделить следующие виды правонарушений и степень ответственности по данным нарушениям, регулируемые Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Например, ст. 8.32. КоАП РФ, касающаяся нарушения правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

 

Вопрос: Какая ответственность предусмотрена законодательством за обман потребителей?

 На вопрос отвечает помощник Сокольского межрайонного прокурора М.Ю.Квашина

В 2015 году вступил в законную силу Федеральный Закон от 31.12.2014 № 530-ФЗ, которым вводятся отдельные составы правонарушений за обман потребителей. 

Статьей 14.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность, во-первых, за обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара, либо иной обман потребителей. Во-вторых, за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара при производстве товара в целях сбыта, либо при реализации. За совершение указанных правонарушений предусмотрен административный штраф на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Вступили в силу изменения в Федеральный закон «О персональных данных» в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 242-ФЗ с 1 сентября 2015 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных». Изменения внесены в статьи 18, 22 и 23, определяющие обязанности оператора персональных данных при сборе персональных данных (в том числе в сети Интернет) в базах данных, находящихся на территории Российской Федерации. Исключением являются случаи, перечисленные в пунктах 2, 3, 4, 8 ч. 1 ст. 6 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных». На основании принятых изменений с 1 сентября 2015 года в уведомлении об обработке персональных данных необходимо указывать сведения о месте нахождения базы данных, содержащей персональные данные российских граждан.

М.Ю.КВАШИНА, помощник Сокольского межрайонного прокурора.

 

Защита прав несовершеннолетних потерпевших и свидетелей

С 1 января 2015 года вступила в силу ч. 5 ст. 191 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), обязавшая в досудебном производстве сопровождать следственные действия с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей видеозаписью или киносъемкой. Вышеуказанным федеральным законом ст. 281 УПК РФ дополнена частью 6, согласно которой теперь в суде вместо допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей должны оглашаться их показания, данные в ходе предварительного расследования, с демонстрацией их видеозаписи. Допрос же этих лиц согласно той же ч. 6 ст. 281 УПК РФ стал возможен в качестве исключения, а именно: по мотивированному решению суда, по ходатайству  сторон либо инициативе самого суда. Целью такого законодательного нововведения является необходимость сбережения психики несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, ограждения их от нежелательных контактов с участниками судебного разбирательства и их близкими, могущими оказать негативное психологическое воздействие. Однако необходимо учитывать, что  применительно к норме ч. 6 ст. 281 УПК РФ несовершеннолетним потерпевшим или свидетелем следует считать лицо, не достигшее восемнадцати лет на момент проведения с ним процессуального действия. Следственные действия, которые «приходятся» на несовершеннолетний возраст, проводятся с учетом правил ст. 191 УПК РФ, после же исполнения 18 лет применяются общие положения проведения следственного действия.

М.Ю.КВАШИНА, помощник Сокольского межрайонного прокурора.

 

Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма

Терроризм – это публично совершаемые общеопасные деяния или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения в целях воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов. В основе террористической деятельности лежит стремление посеять в обществе страх, создать ощущение постоянной опасности, нестабильности, дезорганизовать и парализовать деятельность государственных и общественных   структур, организаций и  предприятий. Уголовная ответственность за  совершение терроризма предусмотрена ст. 205 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) и предусматривает наказание  на срок до 20 лет или пожизненное лишение свободы  в зависимости от степени тяжести совершенного преступления. В отличие  от терроризма  наказание за  заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ) не превышает трех лет лишения свободы. Вместе с тем, данное преступление относится к преступлениям террористической направленности, поскольку   заведомо ложное сообщение об акте терроризма  хотя  и не создает реальную опасность наступления последствий, характерных для терроризма, однако общественной безопасности  причиняется ущерб. Объективная сторона преступления выражается в заведомо ложном сообщении о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей и причинения имущественного ущерба, то есть лицо  знает о том, что сообщает сведения не соответствующие действительности. Сообщения  имеют различные формы – по телефону,  в письменном виде, через средства массовой информации, компьютерную связь и могут передаваться различным адресатам, как организациям и учреждениям, обязанным реагировать по роду службы на эти сообщения, например в правоохранительные органы, органы власти, так и  в другие организации, либо отдельным  гражданам. Мотивы преступления могут быть различными:  из чувства мести, из хулиганских побуждений, с целью привлечения к себе внимания, при этом преступление всегда совершается с прямым умыслом, поскольку преступники вполне осознают, что сообщают ложные сведения об акте терроризма и желают так поступить. Несмотря на то, что   у  преступника  отсутствуют  те цели, которые присущи терроризму и указаны в  ст. 205 УК РФ,  последствия от данного преступления наступают  серьезные. У людей возникает паника, страх, приостанавливается работа учреждений, предприятий,  организаций, где по сообщению преступника должен совершиться акт терроризма. Для проверки факта об опасности привлекаются правоохранительные органы, другие службы (пожарная, медицинская и т.д.), проводится эвакуация  людей,  что,  безусловно, влечет немалые  материальные затраты. Субъектами преступлений  выступают  как подростки, так и взрослые лица, которые совершают  преступления,  вполне осознавая последствия  своих действий. Подростки, как правило, совершают преступления с целью избежать контрольной работы, отомстить учителям, не ходить в школу, сорвать экзамен. Взрослые лица, совершают преступления в большей степени из чувства мести к  работодателям, работникам правоохранительных органов, органов власти, а  иногда из хулиганских побуждений, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Уголовную ответственность за преступление, предусмотренное ст. 207 УК РФ, несут  вменяемые лица, достигшие 14-летнего возраста, то есть с этого возраста лицо может быть осуждено. Материальную ответственность  - возмещение ущерба, причиненного  в связи с проверкой  сообщения  об  акте терроризма,  несут родители за действия  своих детей, которые не достигли возраста уголовной ответственности и за осужденное   несовершеннолетнее  лицо,  у которого   отсутствует свой источник  дохода. Преступление считается оконченным с  момента, когда сообщаемые ложные сведения о готовящемся акте терроризма стали известны органам власти, их представителям. Санкция ст. 207 УК РФ предусматривает следующие виды     наказания:  штраф в размере до  двухсот  тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период  до восемнадцати месяцев; обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов; исправительные работы на срок от одного года до двух лет; ограничение свободы на срок до трех лет; принудительные работы на срок до трех лет; арест на срок от трех до шести месяцев; лишение свободы на срок до  3 лет. Наказание назначается с учетом общественной опасности и тяжести совершенного преступления, личности преступника, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств. Наряду со взрослыми лицами, преступления совершаются также подростками, которые не в полной мере отдают отчет своим действиям,  в связи с чем  образовательные учреждения и родители обязаны  проводить  разъяснительную  беседу с подростками  о  серьезности  последствий их деяний. Необходимо разъяснять, что за совершенный необдуманный поступок, который подростки порой оценивают «как шутку», наступают серьезные последствия – наказание в виде судимости для лиц, достигших уголовной ответственности. Судимость несет неблагоприятные уголовно-правовые и общеправовые последствия (ограничения прав) для лица, совершившего преступление, например ограничение  на получение лицензии на оружие, при приеме на  работу  в правоохранительные, судебные органы и не только для них самих, но и их близких родственников,  ограничения  на получение визы при выезде за границу и т.д. Судимость, если она не погашена или не снята в установленном законом порядке,  учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания в случае совершения повторных преступлений.

М.Ю.КВАШИНА, помощник Сокольского межрайонного прокурора.

 

Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления

Установление уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ) имеет важное предупредительное значение, своевременное изобличение и наказание виновных в этом преступлении дает возможность предотвратить антиобщественное поведение несовершеннолетних, уберечь их от разлагающего влияния со стороны взрослых преступников, способствует нормальному развитию и нравственному воспитанию подрастающего поколения. Лицо, вовлекшее в совершение преступления несовершеннолетнего, не достигшего возраста уголовной ответственности, и совместно с ним совершившее это преступление, должно быть признано исполнителем совершенного преступления независимо от формы участия в нем. Исполнителем преступления оно признается и тогда, когда преступление было совершено несовершеннолетним, не достигшим возраста уголовной ответственности без его участия. Кроме того, действие взрослого в обоих случаях подлежат квалификации и по ст. 150 УК РФ. Действия лица, вовлекшего в совершение конкретного преступления (кража, грабеж, причинение вреда здоровью и др.) несовершеннолетнего, достигшего возраста уголовной ответственности, и совместно с ним совершившего это преступление, подлежат квалификации по совокупности ст. 150 и по статье, предусматривающей совершенное преступление. Ответственность по ст. 150 УК РФ несет лицо, достигшее к моменту совершения преступления 18-летнего возраста. Если по ч. 1 данной статьи наказание предусмотрено до 5 лет лишения свободы, и ответственность может нести любой совершеннолетний, то по ч. 2 предусмотрена уголовная ответственность за совершение данного преступления родителями несовершеннолетнего, педагогами, либо иными лицами, на которых законом возложены обязанности по его воспитанию. К иным лицам могут быть отнесены опекун, (попечитель), приемные родители, отчим, мачеха, родственники несовершеннолетнего, взявшие несовершеннолетнего на постоянное воспитание и содержание. Поскольку по данной части преступление является более общественно опасным и, соответственно, наказание за это преступление предусмотрено более суровое – до 6 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. По ч. 3 ст. 150 УК РФ следует квалифицировать вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления с применением к нему насилия. При этом умышленное причинение тяжкого вреда здоровью несовершеннолетнего требует дополнительной квалификации по ст. 111 УК РФ. Квалифицирующим признаком преступления является также угроза применения к несовершеннолетнему различных видов насилия, вплоть до угрозы убийством. По данной части наказание уже предусматривает нижний предел, который составляет два года лишения свободы, верхний – семь лет лишения свободы, а также может быть назначено дополнительное наказание – ограничение свободы до 2 лет.

А.В.ПЕТУНЬКИНА, старший помощник Сокольского межрайонного прокурора.

 

Конфликт интересов на государственной или муниципальной службе

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» (далее  - Федеральный закон № 273-ФЗ) под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Обязанность служащего принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов закреплена ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ, при этом ему необходимо в письменном виде уведомить своего непосредственного начальника. Однако не каждая ситуация, связанная с наличием родственных, близких, иных связей, формально указывающих на аффилированность должностного лица с иными лицами, может квалифицироваться как конфликт интересов. Следует также иметь в виду, что участие в деятельности коммерческой организации, родственные связи, дружеские отношения не являются единственным и достаточным признаком конфликта интересов.

Необходимо установить следующие признаки:
1. Диспозиция конфликта интересов предполагает исключительно умышленное деяние, поэтому необходимым признаком правонарушения является осознание виновным должностным лицом возможных неблагоприятных последствий, включая наличие выгодоприобретателя.
2. Наличие конфликта интересов должно связываться с реализацией конкретных полномочий, а не абстрактных служебных обязанностей и функций, а также возникновением правоотношений, характеризующихся различными интересами (когда служащий оказался в условиях непосредственного принятия решения).
3. Возможность извлечения материальной выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества должна быть закономерной, непосредственной и реальной реализацией государственным (муниципальным) служащим своих полномочий.

Необходимо помнить о последствиях непринятия служащим мер к урегулированию конфликта интересов. В соответствии с ч.5.1 Федерального закона непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Руководителям государственных и муниципальных образований, государственных и муниципальных органов в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ необходимо предпринимать меры антикоррупционной политики, включающие правовое просвещение служащих, разработку правовых актов, регламентирующих порядок и сроки рассмотрения уведомления работника о конфликте интересов, виды принимаемых решений.

М.С.ЧУРКИНА, помощник Сокольского межрайонного прокурора.

 

Уточнен порядок расчета ущерба от незаконной рубки лесных насаждений и их уничтожения или повреждения

Федеральным законом от 13.07.2015 № 267-ФЗ внесены изменения в статьи 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с внесенными изменениями предусмотрено, что ущерб от незаконной рубки и уничтожения лесных насаждений будет исчисляться не только на основании такс, установленных Правительством Российской Федерации, как было раньше, но и на основании установленных Правительством методик. Ущерб, причиненный лесам, носит не только имущественный, но и экологический характер. При определении такого ущерба в деньгах подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые невосполнимы или трудно восполнимы. В качестве такс берется кратная стоимость объема незаконно срубленной древесины. В свою очередь, методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, установлено, что размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается от 2 до 10 раз в зависимости от категории защитности лесов, времени совершения правонарушения.

М.Ю.КВАШИНА, помощник Сокольского межрайонного прокурора.

 

Принят закон, разрешающий гражданам РФ иметь два действующих загранпаспорта

Федеральным законом от 14 декабря 2015 года № 375-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». В соответствии с внесенными изменениями в период срока действия оформленного гражданину Российской Федерации загранпаспорта ему может быть оформлен и выдан второй паспорт, содержащий электронный носитель информации, сроком действия на десять лет. Ранее выдача нового загранпаспорта при наличии действующего допускалась лишь в отдельных случаях, по ходатайству организации, направляющей заявителя за пределы территории Российской Федерации. Федеральный закон вступил в силу 15 декабря 2015 года.

М.Ю.КВАШИНА, помощник Сокольского межрайонного прокурора.

 

Разъяснения Верховного суда Российской Федерации о применении положений ст. 264.1 УК РФ за управление в состоянии опьянения после 1 июля 2015 года

С 1 июля 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 528 от 31 декабря 2014 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения». Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей 264.1 УК РФ, предусматривающей ответственность за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 УК РФ либо настоящей статьей. 

Санкция указанной статьи содержит следующие виды и размеры наказаний:

- штраф в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

- обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

- принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

- лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Верховным Судом Российской Федерации разъяснено применение положений этой нормы уголовного закона в отношении лиц, имеющих назначенное до 01 июля 2015 года административное наказание за указанные правонарушения. В частности, обращено внимание на то, что для привлечения к уголовной ответственности по ст. 264.1 УК РФ необходимо, чтобы за предыдущее правонарушение не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (1 год), а новое правонарушение как основание для привлечения к уголовной ответственности должно быть совершено после 30 июня 2015 года.

Д.И.ШИЛОВ, заместитель Сокольского межрайонного прокурора.

 

Скорректированы условия получения лицензии на осуществление образовательной деятельности

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2015 N 1313 внесены изменения в Положение о лицензировании образовательной деятельности. В частности, теперь допускается наличие педагогических работников как в штате лицензиата, так и привлечение их на ином законном основании. Для получения лицензии соискателю более не нужно представлять копии учредительных документов. Кроме того, вместо разработанных и утвержденных копий образовательных программ теперь нужно представлять подписанную руководителем образовательной организации справку об их наличии.Установлено, что лицензирующий орган принимает решение о возврате лицензиату заявления о переоформлении лицензии при наличии у лицензиата неисполненного предписания Рособрнадзора или уполномоченного регионального органа власти, при переоформлении лицензии в связи с намерением лицензиата:

- осуществлять образовательную деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии;

- осуществлять образовательную деятельность в филиале, не указанном в лицензии;

- оказывать образовательные услуги по реализации новых образовательных программ, не указанных в лицензии.

М.В.БИТАРОВ, старший помощник Сокольского межрайонного прокурора.

 

Фильмы, музыка и печатная продукция, содержащие нецензурную брань, должны будут маркироваться специальным текстовым предупреждением

Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 утверждены Правила размещения текстового предупреждения о наличии нецензурной брани на экземплярах отдельных видов продукции. На содержащих нецензурную брань экземплярах аудиовизуальной и печатной продукции (кроме продукции СМИ), а также фонограмм на любых видах носителей будут размещать текстовое предупреждение "содержит нецензурную брань". Предупреждение наносится любым доступным способом, цветом, контрастным фону, легко читаемым шрифтом и по размеру должно занимать не менее 5 процентов площади поверхности. Нанесение предупреждения обеспечивается лицом, допустившим к распространению соответствующую продукцию. На экземплярах аудиовизуальной продукции и фонограмм текстовое предупреждение размещается на лицевой поверхности либо лицевой стороне, а также на упаковке. На экземплярах печатной продукции предупреждение размещается на обложке и на упаковке. Постановление вступает в силу через 3 месяца со дня его официального опубликования.

М.Ю.КВАШИНА, помощник Сокольского межрайонного прокурора.



Новые статьи:
Похожие статьи:

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить СП на Яндекс

ВСЕ страницы на ваш e-mail!

 

Цена полугодовой подписки - 220 руб. 

Подробности по тел.:
2-20-70 и 2-43-48

Из фотоальбома

Реклама

Реклама

Место для вашей рекламы

обращаться
по телефонам:
2-43-48; 2-54-07

Расценки

Праздники

Информер праздники сегодня

Яндекс.Метрика