«БАМ - это состояние души!» Печать E-mail
Событие
21.11.2013

Посёлок Солнечный. 1980-е годы.1970-80-е годы. В отечественной истории этот период называют годами застоя. Но именно тогда мужал характер моих сверстников, молодежи 70-80-х.

Велик был пафос комсомольских строек, молодёжных трудовых отрядов. У нас была своя целина - это Нечерноземье, БАМ. Комсомольцы ехали на самые трудные участки и не боялись неустроенности быта, сложных условий труда. В Соколе живут те, кто внёс свой посильный вклад в самый масштабный проект конца XX века - в строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

В 1975 году выпускники школы № 6 писали экзаменационное сочинение. Среди предложенных была тема о комсомоле. Помню, кто-то из моих одноклассников задал вопрос учителю: «Как писать БАМ?». Это слово только входило в обиход, и учителям пришлось консультироваться, чтобы дать правильный ответ.

Тогда и в мыслях не было, что через несколько лет среди бамовцев будут и мои одноклассники. Елена Владимировна Максачёва, в девичестве Зорина, трудовую деятельность начала сразу после окончания школы, одновременно училась в Сокольском педагогическом училище. Окончила его с отличием. Поработав воспитателем, в 1982 году по комсомольской путёвке отправилась в далёкую Сибирь, на БАМ.

- Страха не было, хотелось посмотреть, что такое БАМ, о котором так много в те годы говорилось, - признаётся она.

От Иркутска до Северобайкальска добиралась на теплоходе по Байкалу. Это была первая встреча с уникальным озером. Скалистые берега, вершины Байкальского хребта и водные дали - всё это завораживало.

- Настолько красив Байкал! Это надо видеть! - и спустя годы Елена Владимировна не перестаёт преклоняться перед легендарным озером.

Ей предстояло жить в небольшом посёлке с красивым, звучным названием - Солнечный, что в 15 км от Северобайкальска. Посёлок - место дислокации строительно-монтажного поезда № 651. Это подразделение занималось работами на участке Байкальский тоннель - Нижнеангарск.

СМП-651 обслуживало два карьера недалеко от посёлка: каменный и песчаный. Его бригады занимались прокладыванием железнодорожной ветки и электрификацией магистрали.

- Щебень получали, взрывая сопки и дробя полученный камень. Этот материал на строительстве БАМа требовался в больших количествах. Работать на трассе, - продолжает свой рассказ Елена Владимировна, - было очень сложно. Летом жара за 40 градусов, зимой та же температура, только со знаком «минус». Работы и в стужу не прерывались. Выдавались специальные маски с прорезями для глаз и ноздрей. Прежде чем установить опоры электроснабжения, жгли костры, чтобы земля, скованная вечной мерзлотой, немного оттаяла.

Месяц за месяцем всё дальше уходила в тайгу ветка железной дороги. Бригады трудились вахтовым методом, на несколько недель уезжая на объект. Не раз по центральным СМИ рассказывалось о трудовых успехах коллектива СМП-651.

Мужчины строили БАМ, а женская часть населения Солнечного была занята житейскими заботами. В поселке был свой детский сад, школа, столовая и клуб, амбулатория, метеостанция, спортивный комплекс, построенный благодаря энтузиазму первых жителей.

Но это всё не сразу появилось. В 1982 году не было многих поселковых зданий. Да и детский сад существовал только несколько месяцев.

За 11 лет, что Е.Зорина прожила на БАМе, в Солнечном возвели амбулаторию, промтоварный магазин, клуб с библиотекой, несколько жилых зданий. А главное, 29 сентября 1984 года было уложено знаменитое «Золотое звено» Байкало-Амурской магистрали, и по новой железной дороге от Усть-Кута и до Комсомольска-на-Амуре потянулись первые поезда.

Именно эту дату считают официальным днем открытия дороги. Но магистраль продолжала свое неуклонное развитие.

Посёлок Солнечный возник на 307 км западного участка БАМа. Он раскинулся в распадке между высоких сопок. Кругом непроходимая тайга.

Сам посёлок невелик: всего две улицы, застроенные сборными щитовыми домами. Население посёлка составляло около 1000 человек, его состав был интернационален.

Молодёжь съехалась на БАМ со всего Союза. Приезжали семьями и по одиночке. Здесь соединяли судьбы в супружеские союзы, рождались дети. Самым возрастным жителям Солнечного было от силы лет 40. А в основном молодёжь от 20 до 35 лет и много детей. Потому для Елены сразу нашлась работа по профессии.

- Моя группа в детском саду, - рассказывает Елена Владимировна, - была многонациональная: азербайджанцы, украинцы, белорусы, киргизы, татары, литовцы, русские. На примере одной только детсадовской группы можно было судить, представители каких национальностей проживали в посёлке.

Мы проводили в детском саду дни республик. Один из таких праздников был посвящён Азербайджану. Чтобы подготовиться, мне пришлось ездить в Северобайкальск, искать нужный материал в библиотеке. С детьми разучивали национальные танцы и песни. Собрали выставку предметов национальной культуры и творчества. Родители постарались, чтобы ребятишки были одеты в национальные костюмы. Получился настоящий праздник. Азербайджанцы признавались: они словно очутились у себя на родине, ощутили дух её.

За всё время, пока жила на БАМе, у нас в посёлке не было ни одного конфликта на межнациональной почве, ни одной пьяной драки! Очень дружно жили! На первомайские демонстрации и на празднование 9 мая собирался весь посёлок. Шли в колоннах семьями, самых маленьких детишек катили в колясках. Пели песни и кричали лозунги. Дружно участвовали в различных конкурсах, спортивных спартакиадах. Совершали походы в тайгу, в сопки: поездки на Байкал. Под аккордеон и гитару распевали комсомольские песни.

Елене, когда она приехала на БАМ, было всего 24 года. Активная со школы, она легко влилась в коллектив поселка. А это был именно единый коллектив. Общие мероприятия, общие праздники. И при этом никакого деления ни по профессиональной принадлежности, ни по ведомственной: будь ты строитель или воспитатель, работник столовой или водитель.

Успехи бригад в социалистическом соревновании, которое было развернуто на БАМе, красные даты календаря отмечали все вместе. И всегда на этих праздниках участвовал женский вокальный ансамбль, где пела Елена Владимировна. Прекрасный чтец, она свой талант проявила и в драмкружке. Когда началась перестройка, вместе с подругами в составе агитбригады разъезжала по различным бамовским станциям и разъездам, участкам большой стройки.

С БАМа она привезла много почетных грамот, которыми руководство СМП-651 наградило её «За добросовестный труд, значительный вклад в строительство Бурятского участка БАМ, активное участие в общественной жизни коллектива».

Её имя занесено в Книгу Славы СМП -651. Упоминается наша землячка в числе активных жителей поселка Солнечный и в небольшой брошюрке, выпущенной по случаю 10-летнего юбилея СМП-651. А в 1989 году Елена Владимировна удостоена правительственной награды «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

- Когда в начале 1990-х начался развал единого государства и союзные республики одна за другой заявляли о своём суверенитете, выходцы из этих республик поспешили к себе на родину. В те годы сократилось и финансирование строительства БАМа. Начали сворачивать работы. Люди стали уезжать.

В 1993 году вернулась в Сокол и Елена. Но до сих пор она с ностальгией вспоминает годы, проведенные на БАМе.

- Это было самое счастливое время. Интересная, насыщенная жизнь. Мы были полны молодого задора, легки на подъём, горды тем, что строим БАМ, и в этой большой стройке есть частичка нашего труда. Сейчас благодаря Интернету удалось найти старых бамовских друзей. У нас создана своя группа, мы обмениваемся фотографиями, воспоминаниями. И все признаются с ностальгией, что это лучшие годы жизни.

Для тех, кто возводил БАМ, - это великая стройка, лучшая дорога в жизни, и всё у неё ещё впереди. Они верят, магистраль раскроет богатства Сибири.

Любовь БРИТВИНА

Из истории:

Ещё в конце XIX века в районе будущей железнодорожной магистрали проводились геологические изыскания. Но из-за сложности природных условий от прокладывания железной дороги севернее Байкала отказались. Поэтому в 1891 г. Транссиб начали строить южнее Байкала.

В 1930 г. Далькрайком ВКП(б) направил в ЦК ВКП(б) и Совет народных комиссаров СССР предложение о проектировании и строительстве второй транссибирской железнодорожной магистрали с выходом к Тихому океану. В этом документе будущая железная дорога впервые названа Байкало-Амурской магистралью (БАМ). В последующие десятилетия возводились отдельные участки магистрали.

8 июля 1974 г. опубликовано Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». 26-27 апреля 1974 года создан «Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ», который отправился на строительство БАМа. В 2014 году исполняется 40 лет с момента начала Всесоюзной комсомольской стройки - возведения Байкало-Амурской магистрали.

Его строила вся страна, здесь трудились посланцы всех республик. Станции возводились в национальном духе. К примеру, станцию Новая Чара строили казахи, латыши - Таксим, узбеки - Куанду, белорусы - Муякан. Множество разъездов и станций построено жителями РСФСР. Москвичи строили Тынду, ленинградцы - Северобайкальск.

В середине 70-х с высоких трибун и в центральных СМИ начали говорить о Байкало-Амурской магистрали, железной дороге, которая должна пролечь от Усть-Кута (города на реке Лена) до Комсомольска-на-Амуре, через тайгу, хребты сопок, по вечной мерзлоте.


(0 Голосов)

Новые статьи:
Похожие статьи:

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

В комментариях ЗАПРЕЩЕНО: Оскорблять чужое достоинство, проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь, употреблять ненормативную лексику, мат, публиковать объявления рекламного характера.
По мере возможности, придерживайтесь правил русского языка. Старайтесь не делать грамматических ошибок.
За нарушение правил ваш комментарий будет проигнорирован!

Защитный код
Обновить

Добавить СП на Яндекс

ВСЕ страницы на ваш e-mail!

 

Цена полугодовой подписки - 220 руб. 

Подробности по тел.:
2-20-70 и 2-43-48

Из фотоальбома

Реклама

Реклама

Место для вашей рекламы

обращаться
по телефонам:
2-43-48; 2-54-07

Расценки

Праздники

Информер праздники сегодня

Яндекс.Метрика