Дорога дрын-дын-дын... Печать E-mail
Дороги
29.10.2013

Добыча песка на карьерах ведётся практически круглосуточно. И вновь мы с водителем редакционного «УАЗа» клацаем зубами, ухватившись покрепче кто за что: он - за шофёрскую «баранку», я - за поручень над дверью автомобиля. Машина так и скачет по ухабам многострадальной дороги Сокол-Обросово-Шера. Одна из ее отвороток ведёт к знаменитым песчаным карьерам, «прославившимся» тем, что большегрузные «КамАЗы», вывозящие отсюда добытые полезные ископаемые, превратили обычную сельскую грунтовку в экстремально-опасную трассу с эффектом «стиральной доски» и постоянно нависающей над округой пылевой завесой. В очередной раз позвал журналистов в дорогу отчаянный зов местных жителей: «SOS! Задыхаемся, спасите нас от пыли, тряски и морального ужаса!»...

- Очень плохая эта дорога! - прокомментировала ситуацию дачница Ирина Соколова, которую встретили неподалёку от Сокола. - Машины едут по самой кромке дороги, ещё больше разбивая обочины. Страшно - вдруг собьют?! Мне на велосипеде порой и не проехать, приходится пешком идти, а велосипед рядом вести. А ведь многим по этой дороге и с колясками детскими приходится передвигаться! Я недавно была свидетелем такого происшествия, когда водитель, чтобы не задеть мамочку с коляской, сам в кювет улетел! А про пылищу и говорить нечего - летом здесь не продохнуть!

- Ох уж эта дорога! Куда только не обращались, не писали! Ничего не меняется! - у жителей деревни Пятино Антонины Тепловой, Леонида Улютичева, Анны Павлючек, Валентины Ковровой и многих других нет сил в очередной раз рассказывать о беде. - Мы ведь задыхаемся! А в жаркую погоду совсем нет житья! Серая пелена над дорогой, когда нет дождей. А все наши огороды как пеплом присыпаны. Ягодки с грядки не съешь! Вся таблица Менделеева здесь! Неужели нам так и придётся жить в этом аду?

 * * *

По данным администрации сельского поселения Боровецкое, автомобильная дорога Пятино-Калиново-Шера (Обросово-Шера) строилась под программу поворота северных рек на юг. Строительство дороги велось военными строителями под руководством генерал-лейтенанта Валентина Чайки. Программа предусматривала строительство моста через р.Сухону у д.Шеры.

Дорога была введена в эксплуатацию в 1991 году. Создание автомобильной трассы преследовало сразу несколько целей. Во-первых, в поселении нужна была дорога, от которой были бы оборудованы подъезды к близлежащим населенным пунктам, в том числе к Обросову. Во-вторых, трасса могла служить объездной дорогой города Сокола для автомобильного сообщения с Усть-Кубинским районом с выходом на Кирилловский район. В-третьих, трасса могла быть использована как дорога прямого сообщения Вологда-Шера для доставки обслуживающего персонала, строительных материалов на плотину и шлюз «Знаменитый».

До 1991 года пассажирское сообщение с деревней Шера осуществлялось водным транспортом, в настоящее время по автомобильной дороге Обросово-Шера организованы 3-рейсовые пассажирские перевозки в летний период, доставка детей на базу отдыха в деревню Шачино, а также круглогодичная доставка детей из деревень Шера, Судоверфь, Калиново в школу в деревне Обросово.

 * * *

Как рассказал глава сельского поселения Боровецкое Николай Багрушин, ранее автомобильная дорога Пятино-Калиново-Шера была передана департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области. Но, по неизвестным причинам, с 2010 года она не включена в перечень дорог областного и муниципального значения. В настоящее время она не имеет даже статуса бесхозяйного объекта. За 2010-2013 годы на отдельных участках дорога стала практически непроезжей.

В этом году участок автомобильной дороги Барское-Камское от федеральной трассы М-8 до разъезда Камское был закрыт для капитального ремонта. В связи с этим все автомобили, перевозящие инертные материалы с карьера возле д.Шачино, осуществляли движение по автодороге Сокол-Обросово. Интенсивность автопотока в это время составляла 1 автомобиль в течение 5-10 минут. И это притом, что отгрузка инертных материалов из карьеров производится практически круглосуточно. Ориентировочный вес загруженных влажной песчаной смесью автомобилей «КамАЗ» - более 50 тонн.

В результате столь напряжённого использования произошло интенсивное разрушение дорожного полотна автодороги на всей её протяженности, во многих местах дорожное полотно было пробито. После начавшихся в октябре дождей дорога на отдельных участках совсем раскисла и стала абсолютно непроезжей для легкового автотранспорта. А ведь именно по этой дороге осуществляется автобусное движение по маршруту Сокол-Обросово-Шера. При складывающихся обстоятельствах угроза срывов автобусного сообщения до деревни Шеры стала вполне реальной. По мнению главы поселения Николая Багрушина, дальнейшее ухудшение состояния дороги может привести к реальной угрозе безопасности населения.

Летом 2013 года инициативной группой граждан (собрано более 350 подписей!) было направлено обращение в ГУ МЧС России по Вологодской области о рассмотрении возможности временного закрытия дороги Сокол-Обросово. В конце сентября 2013 года на областной комиссии по ГО и ЧС данное обращение было отклонено под предлогом значимости добычи строительных песков для строек федерального и областного значения.

А у жителей поселения после этого возникли резонные вопросы:

- Почему не используются денежные средства на восстановление дорог и содержание подъездных путей, по которым вывозится строительный песок, предусмотренные в сметах на строительство федеральных дорог и других объектов областного значения?

- Почему жители Боровецкого поселения, городов Сокола и Вологды, имеющие дачи (на территории поселения их уже более тысячи), стали в буквальном смысле заложниками ситуации, когда невозможно доехать до населенных пунктов по разбитым дорогам?

* * *

В июле текущего года в Правительстве области прошло заседание с участием представителей департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды, департамента дорожного хозяйства и транспорта, недропользователей и представителей Сокольского района, где рассматривались вопросы, посвящённые решению проблем автодороги Сокол-Обросово-Шера.

В начале августа главой сельского поселения Боровецкое Николаем Багрушиным в адрес директора КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» С.В.Никанова было направлено письмо следующего содержания:

«В связи с продолжающейся интенсивной вывозкой инертных материалов с карьеров Шачино и Окулиха происходит разрушение дорожного полотна автодорог Шера-Обросово, Обросово-Сокол, Пятино-Окулиха-Камское на всей протяженности дорог. Нет никакого сомнения, что к осени 2013 года дороги на отдельных участках станут непроезжими, что приведет к реальной угрозе безопасности проживающего населения.

Просим Вас для недопущения чрезвычайной ситуации:

- проводить в начале каждого месяца комиссионное обследование дорог с составлением актов;

- направить письменный запрос в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, выдавший лицензии на добычу строительных песков для гражданского и дорожного строительства, об информировании о ежемесячных объемах их отгрузки и марках автомашин, используемых недропользователями для перевозки инертных материалов;

- на основании полученной информации от недропользователей и актов обследования автодорог разработать соглашение о сотрудничестве в поставке инертных материалов для ремонта дорог, в зависимости от причиненного ущерба недропользователями от перевозки строительных песков.

Считаем, что введение такого механизма контроля за деятельностью недропользователей позволит собрать объективную информацию об объемах пере-везенного груза, нанесенном ущербе автодорогам и в случае неисполнения ими лицензионных требований позволит аннулировать лицензии на добычу строительных песков для гражданского и дорожного строительства.

Для усиления контроля за перевозкой инертных материалов предлагаем рассмотреть возможность установки 1 видеокамеры на автозаправке Барское, 2-х видеокамер в д.Барское и 1 видеокамеры на перекрестке трассы М-8 и автодороги к правобережной части города Сокола (микрорайон Шатенево). Это позволит зафиксировать движение всех автомобилей, перевозящих строительные пески из карьеров Шачино, Окулиха в сторону городов Вологды и Кадникова и в случае необходимости установить недропользователей, от которых осуществляется отгрузка инертных материалов».

В результате этого обращения было принято решение о разработке схемы движения грузового транспорта, осуществляющего перевозку полезных ископаемых из карьеров, расположенных на территории сельского поселения Боровецкое.

- Эта схема была разработана и утверждена, - сообщила представитель Сокольского ДРСУ Светлана Егорова (технический надзор). - Согласно схеме на дороге Сокол-Обросово на въезде в конечные населённые пункты (город Сокол и деревня Обросово) были установлены дорожные знаки 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено с разрешённой максимальной массой 8 тонн». Такой же знак был установлен на отворотке дороги Пятино-Камское.

Таким образом, движение грузового автотранспорта по автомобильной дороге Сокол-Обросово было перекрыто и осуществлялось от примыкания к автодороге Обросово-Шера слева к карьеру «Сухонский-Новосухонский» до примыкания к автодороге Пятино-Камское и дальше - по автодорогам Пятино-Камское и Барское-Камское до примыкания к автодороге Москва-Архангельск (трасса М-8, «Холмогоры», 487 км).

В КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» было также подготовлено письмо на имя начальника МО МВД России «Сокольский» с просьбой организации постоянного дежурства нарядов ГИБДД на данной автодороге.

* * *

В результате общих усилий уже в августе на дороге Сокол-Обросово силами Сокольского ДРСУ было установлено 4 дорожных знака «Движение грузовых автомобилей запрещено с разрешённой максимальной массой свыше 8 тонн». Согласно разработанной схеме движение большегрузного транспорта направили по «верхней» дороге на Камское к трассе М-8, чтобы сохранить «нижний» участок дороги Сокол-Обросово. Ведь только тогда, когда исчезнет вероятность дальнейшего разрушения дороги в результате высокоинтенсивной нагрузки, будет решаться вопрос о проведении капитального ремонта этой дороги.

Но разработанная схема так и не начала «работать» в полную силу. Установленные Сокольским ДРСУ дорожные знаки водители грузовиков уже не раз уничтожали, поэтому дорожникам вновь и вновь приходится их возвращать на место, беря на себя немалые расходы по их изготовлению.

Более того, сами водители признаются в том, что не соблюдали и не будут соблюдать действие знаков, так как им легче заплатить один раз штраф, чем отказаться от доходов, получаемых за перевозку строительного песка из карьеров.

Об этом рассказали водители и работники песчаного карьера «Новосухонский», где побывала в августе и сентябре этого года. Мои собеседники отказались назвать фамилии или представиться, но своё видение проблемы обрисовали охотно:

- Ничего здесь не изменится, пока весь песок из карьеров до последней песчинки не вычерпают! Что толку, что ездите вы тут, фотографируете, расспрашиваете... Песок нужен на каждой стройке, на заводах ЖБИ (железобетонных изделий), на дорогах! А такого песка, как здесь, нигде в области больше нет! Иначе придётся песок возить из Ярославской области, а это в большую копеечку обойдётся! Неужели думаете, что кто-то будет думать о нескольких десятках местных жителей, если речь идёт обо всей области в целом? Подумаешь, один раз водитель штраф заплатит! Всё равно за месяц заработает намного больше. А ГАИ вечно на дороге стоять не будет! Так что как было, так и будет! Ничего не изменится!

* * *

В настоящее время имеется положительное заключение государственной экспертизы на проектную и сметную документацию на капитальный ремонт дороги Сокол-Обросово.

Восстановив дорогу от съезда в карьер «Новосухонский» (у д.Шачино) до перекрестка Пятино-Камское, движение грузового автотранспорта можно будет направить по маршруту: карьер (автодорога Пятино-Калиново-Шера)-Окулиха-Камское-Барское с выездом на федеральную трассу Москва-Архангельск и начать проведение капитального ремонта автодороги Сокол-Обросово.

Эти и другие доводы изложены в обращении депутатов Совета сельского поселения Боровецкое нового созыва (избраны 8 сентября 2013 года) Г.Сужовым, Е.Быковским, А.Кулаковым, Е.Янгосоровой, И.Демидовой, В.Вершинкиной, С.Сергеевой, которое они намерены направить в адрес главы Сокольского района С.Сорогина, межрайонного прокурора О.Керсельяна. Депутаты просят оказать содействие в решении следующих вопросов:

- признать статус автодороги Пятино-Калиново-Шера бесхозяйной, с дальнейшей ее передачей для восстановления и ремонта департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, так как только эта структура обладает финансовыми и техническими возможностями для ее восстановления;

- после этого запланировать проведение капитального ремонта автомобильной дороги Сокол-Обросово в 2014 году, так как теперешнее ее состояние вызывает угрозу безопасности проживающего населения;

- срочно обязать руководство ОГИБДД МО МВД России «Сокольский» организовать постоянное дежурство на автодороге Сокол-Обросово.

* * *

К решению вопроса подключилась местная власть. По инициативе главы района Сергея Сорогина стали проводиться регулярные рейды с участием представителей ГИБДД, дорожных служб, районной администрации, администрации сельского поселения Боровецкое и средств массовой информации.

В одном из таких рейдов приняли участие первый заместитель главы администрации района Михаил Романов и председатель Муниципального Собрания района Василий Зворыкин, глава сельского поселения Николай Багрушин.

- К нам регулярно обращаются местные жители с нареканиями по качеству дороги. Поэтому администрацией Сокольского района предпринимаются усилия, чтобы ограничить движение большегрузного транспорта по трассе Сокол-Обросово, - прокомментировал Михаил Юрьевич. - Мы выходили на областную комиссию по ГОЧС с предложением закрытия дороги, но, к сожалению, получили отказ, так как инертные материалы - песок и песчано-гравийные смеси, добываемые в боровецких карьерах, - нужны на областных стройках. Поэтому было принято решение об ограничение движения транспорта в зависимости от максимально разрешённой массы автомобиля. Но тяжелогруженая техника продолжает идти по дороге...

- Вы только посмотрите, совсем водители совесть потеряли, - переживал Николай Леонидович, показывая на один из «большегрузов», остановленный нарядом ГИБДД. - Этот автомобиль - 4-осный, борта наращены. Вес такой машины даже порожней - 20-25 тонн. А с грузом песка с высоким содержанием влаги такой автомобиль весит и все 60-70 тонн. А сколько таких «большегрузов» за день пройдёт?! Сотня, а то и больше! Где тут выдержать дороге!

В тот день было составлено 3 протокола по статье 12.21 части 5 Кодекса об административных нарушениях Российской Федерации - «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения». Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от 2000 до 2500 рублей.

Но три протокола - капля в море. Только за 1 час мимо нас прошло более десятка тяжелогруженых автомобилей. Многие водители, увидев наряды ГИБДД на дороге, сразу стали разворачивать машины, уезжая от бдительных глаз стражей порядка. Заработало и «сарафанное» радио - весть о проверке на дороге мгновенно разнеслась по округе. Да и наряды ГИБДД на трассе дежурили лишь до обеда. А потом всё вернулось на круги своя...

- Сегодня «большегрузы» едут по дороге Сокол-Обросово, потому что отремонтированный в этом году участок дороги Барское-Камское от трассы М-8 до д.Камское частично вновь стал непроезжим. Данные дороги просто не предназначены для таких интенсивных нагрузок, каким подвергаются в результате движения большегрузного транспорта. И это притом, что погодные условия в этом году благоприятные, больших дождей не было. А иначе дороги совсем бы стали непригодными для движения, - прокомментировал Н.Багрушин.

Со стороны администрации сельского поселения Боровецкое направлено предложение межрайонному прокурору О.Керсельяну о внесении изменений в исковое требование на предмет признания бесхозяйной дороги Пятино-Калиново-Шера. В случае положительного решения вопроса через год данную дорогу можно будет признать муниципальной или областной собственностью и начать проведение ремонтных работ на всём её протяжении. В настоящее время дело находится на рассмотрении в Сокольском районном суде.

Светлана АБДУЛОВА

ДЛЯ СПРАВКИ:

О дороге

1. Автомобильная дорога общего пользования Пятино-Калиново-Шера с кадастровым номером 35:26:0000000:101, общей площадью 263200 кв. м, в том числе кадастровый № 35:26:0105001:68 площадью 2000 кв. м (д.Калиново), расположенная по адресу: Вологодская область, Сокольский район, Боровецкий сельсовет.

2. Категория земель: промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

3. Принадлежит территориальному дорожному комитету администрации Вологодской области на праве постоянного бессрочного пользования. Основание: постановление главы администрации г.Сокола и Сокольского района «О передаче земель, занятых автомобильными дорогами общего пользования» от 20.12.1996 № 1522, постановление администрации Боровецкого сельсовета «О передаче земель, занятых автомобильными дорогами общего пользования» от 18.12.1996 № 46.

О карьере

Согласно комплексному территориальному кадастру природных ресурсов Сокольского района 10 км от города Сокола, на правом берегу реки Пучкас расположен карьер «Сухонский», разбитый на несколько участков, с общим названием - «Новосухонский», но имеющих разную нумерацию - 1, 2, 3, 4, 5. Вид добываемого здесь минерального сырья - пески и песчано-гравийная смесь. Утверждённые запасы - порядка 7000 и 700 тыс. м3 соответственно. Ещё один участок - «Капустинский» - в 14 км от Сокола, между реками Сухоной и Пучкасом, запас ПГС - 3073 тыс. м3.

В сельском поселении Боровецкое также расположены карьеры: «Шачино-1» в 15 км от Сокола возле деревни Шачино и «Окулиха» в 6 км от Сокола возле деревни Окулиха. Общий запас песка - порядка 700 тыс. м3.

Основные недропользователи - сокольские, череповецкие и вологодские спецорганизации: ООО «Сибория плюс», ООО «Спецстрой», ООО «Карьер Фомкино», ООО «МХС неруд», ОАО «Вологодавтодор», ООО «Агрострой», ООО «Горизонт», ООО «Сокол», ООО «Залесье» и др.

Лицензии на добычу полезных ископаемых недропользователям выдаются в среднем на 20-25 лет.


(4 Голосов)
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

В комментариях ЗАПРЕЩЕНО: Оскорблять чужое достоинство, проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь, употреблять ненормативную лексику, мат, публиковать объявления рекламного характера.
По мере возможности, придерживайтесь правил русского языка. Старайтесь не делать грамматических ошибок.
За нарушение правил ваш комментарий будет проигнорирован!

Защитный код
Обновить

Добавить СП на Яндекс

ВСЕ страницы на ваш e-mail!

 

Цена полугодовой подписки - 220 руб. 

Подробности по тел.:
2-20-70 и 2-43-48

Из фотоальбома

Реклама

Реклама

Место для вашей рекламы

обращаться
по телефонам:
2-43-48; 2-54-07

Расценки

Праздники

Информер праздники сегодня

Яндекс.Метрика