Триумф «золотой певуньи» |
![]() |
![]() |
Другие |
Невольно вспоминались слова этой известной песни, когда многочисленный людской ручеек направлялся в здание Центра народной культуры и художественных ремёсел «Сокольский». Очередь у кассы, ажиотаж в зале – все ждут начала концерта. С минуты на минуту здесь должен открыться второй межрайонный фестиваль «Играй, гармонь певучая». В прошлом году такой фестиваль прошёл впервые и завоевал популярность. В этом году организаторам удалось повторить успех. Почему? Почему в наш век гаджетов, рок-музыки и всевозможной «попсы» люди тянутся к гармошке и русской песне? Вероятно, сказывается сила традиции, которая живёт в нас иногда на подсознательном уровне. Иначе как объяснить интерес к игре на гармошке не только у старшего поколения, но и у молодёжи? Впрочем, вопреки распространённым представлениям гармонь – инструмент не русский по происхождению. Принято считать, что гармонь в её современном виде была изобретена в начале XIX столетия в Германии. Но в России гармонь совершила прямо-таки триумфальное шествие, и многие по праву считают её русским народным инструментом. Каких только гармоней не было на фестивале! Тут и традиционные «двухрядки» – «хромки», и популярные тульские гармони, и не менее известные у нас кирилловские... Нет ни одной, похожей на другую. Все они разные, как люди. И потому звучат по-разному, стоит только развернуть меха. Первыми на фестивале развернули меха сокольчане – гармонисты из сельских поселений и районного центра. И сразу покорили зрителя этой самой «непохожестью». Хотя в «Цыганочке» Флавиана Шарова, «Русском» Леонида Миронова и Александра Королёва было много общего: это и неизбывная грусть-тоска по минувшим годам, и русское озорство, и бесшабашность... Николай Ордин, уже известный нашему зрителю, совершил музыкальное путешествие по вологодскому краю, представив наигрыши Великого Устюга, Никольска, Сокола и других мест. Хорошо запомнился гармонист из села Архангельского Рауль Дуничев. Тёзка кубинского лидера нередко выступает со сцены, декламируя стихи. Вот и на этот раз он прочитал отрывок из «Василия Тёркина»: Только взял боец трехрядку, Мало кто знает, что в конце лета 1941 года на фронт для поднятия боевого духа советских солдат было направлено около 12 000 гармоней, а осенью — уже более 60 000. И пела гармонь о Родине и ненависти к врагу, а также «про улыбку твою и глаза». Не забывали бойцы и частушки – этот лёгкий фольклорный жанр комического характера. Немало на фестивале звучало частушек. Разные они были и по тематике, и по уровню художественного мастерства. Некоторые пошловатые и плоские, другие – ёмкие, образные. И когда в очередной раз заиграл частушечный мотив, вышла на сцену Зоя Зимнюхова, начала дробить - настроение передалось залу. Вообще хорошо ощущалось, что сцена и зал были в тот субботний вечер, что называется, «на одной волне». Подпевал зал хорошо известным застольным песням, таким как «Когда б имел златые горы». Но снова накатывала грусть-тоска, когда пела гармошка об умирающих русских деревнях. Трогательную песню о деревне исполнил гармонист со станции Семигородняя Леонид Широков. И незамысловатые строки этого произведения зал тепло принял, провожая гостя долгими аплодисментами. А вот земляки Леонида из харовского фольклорного ансамбля «Тальяночка» выступили «на мажорной ноте», повеселив зрителей. По душе пришёлся залу и мужской коллектив вожегодских гармонистов, в который вошли представители разных профессий, объединённые любовью к музыке. Вожегодцев, которые играли как поодиночке, так и вместе, долго не отпускали со сцены. Фестиваль сломал устоявшийся стереотип о том, что среди поклонников гармони только пожилые люди. Свой колорит в концертную программу внесли выступления учащегося Усть-Кубинской школы искусств Д.Бутырина и кадета И.Ромичева. Баян недаром называют «старшим братом» гармони. И ему нашлось место на фестивале. Вновь зрители смогли услышать и оценить профессиональный дуэт баянистов Н.Щеперина и К.Морозова. Повеселила зрителей не только игрой на баяне, но и весёлыми частушками уроженка Архангельской области К.Торохова. Ведущий фестиваля Олег Черепанов назвал себя «застольным гармонистом-самоучкой», признавшись, что играть приходится, в основном, на семейных праздниках. Но для зрителей он сделал исключение и взял в руки гармонь. Почётным гостем фестиваля стал народный гармонист России Игорь Шипков. К слову сказать, он не раз уже выступал на сокольской сцене и полюбился нашему зрителю. В этот раз он снова продемонстрировал широкий музыкальный диапазон, исполнив разные произведения: от частушек до лирических песен. И сокольчане снова кричали «браво» талантливому юноше. А гармонисты один за другим поднимались на сцену, чтобы развернуть меха. Нет, не умолкнут гармони на Руси... В этом уверен наш земляк, один из организаторов фестиваля Александр Тюхов – молодой парень, который преподаёт в нашей школе искусств и активно гастролирует по стране, пропагандируя гармонь и баян. При этом он не просто следует традиции, а импровизирует, виртуозно владея инструментом. Старые песни в новой аранжировке обретают вторую жизнь. Прошёл фестиваль. Участники получили дипломы и подарки. А гармонь, эта «золотая певунья России», всё никак не умолкала. Её узнаваемый звук слышался в коридорах, в фойе – не хотели зрители расставаться с любимыми гармонистами. Неужели трёх часов концерта мало? Видимо, мало. Пожалуй, это самый убедительный аргумент в пользу «золотой певуньи» – она по-прежнему нужна России. Артём КУЛЯБИН (0 Голосов) Новые статьи:
Похожие статьи:
|