В дореволюционной России образование получали в церковно-приходской школе. Она была единственным местом, где учили грамоте, устному счету, истории, Закону Божьему. Знания мог получать практи-чески каждый ребенок, независимо от социального положения, материального благополучия. Из церковно-приходской школы вышли и многие выдающиеся люди. А что представляет собой Воскресная школа? Чем она отличается от церковно-приходской?
Она даёт современным детям основы духовной грамотности, помогает обрести нравственный стержень, который не позволит подросткам сбиться с правильного пути. О жизни школы, её проблемах мы беседуем с заместителем директора Вологодской областной кадет-ской школы, первым педагогом и куратором Воскресной школы Ириной Анатольевной Коробкиной.
- Сколько лет работает Во-скресная школа в Соколе? - Седьмой год. Сделан один выпуск - это были учащиеся седьмого, восьмого, девятого классов, второй выпуск - в этом году. Но есть еще группа Воскресной школы среди кадетов, в нее вошли ребята, которые три года изучали основы православной культуры, имеют неплохие знания и посещают храм. Намерены сдавать экзамены и получить свидетельства. - На сколько лет рассчитана программа? - На 4 года, но курс обучения может быть и трехлетним. - С какого возраста можно приобщать детей к духовному образованию? - Мы рекомендуем с момента, когда ребенок научился читать. - Такие маленькие усваивают программу? - Программа рассчитана на определенный возраст. Я готовила выпуск старших детей. Сейчас с ребятами начальной школы занимаются Людмила Николаевна Андронова и Ирина Леонидовна Горева. Надо сказать, что у детей ко всему особый интерес, они легко воспринимают доступный им материал. - Чтобы преподавать в Воскресной школе, надо иметь специальное образование? - Для всех преподавателей условие одно - они должны иметь педагогическое образование светское и обязательно - духовное, иначе до вероучительных дисциплин не допускают. Причем, каждый педагог должен пройти аттестацию - приезжает епархиальная аттестационная комиссия, учитель должен предоставить конспекты уроков, провести урок, показать документацию, а потом его приглашают на заседание комиссии, на беседу с владыкой Максимилианом, а по результатам выдается Сертификат. Каждые пять лет педагог аттестуется. - Строго. Вы начинали заниматься в Центре социальной помощи семье и детям… - …За что спасибо Надежде Лопотовой, которая несколько лет нас принимала, и очень много сделала для того, чтобы набрать группы учащихся, решить организационные моменты для проведения праздников, встреч. - Занятия Воскресной школы проходили в Доме детского творчества, сейчас дети собираются в школе № 2. Ком- фортно ли там себя чувствуют? - Сейчас занятия проходят на базе библиотеки ДК «Солдек» и Дома детского творчества - в школе № 2. Согласна, что ребятам нужна бы смена обстановки, а этого не происходит. Поэтому есть свои сложности. Но желающие заниматься в Воскресной школе есть, новую группу будем набирать в следующем году. Хотелось, чтобы у нас было свое отдельное от основной школы помещение, причем, в центральной части города. В Доме детского творчества обычно вначале 45 минут шло занятие, затем дети пели (за музыку отвечает Елена Сергеевна Лодкина), делали поделки (урок «Умелые руки» ведет Наталья Александровна Шананина), устраивали чаепитие с молитвой до и после трапезы, затем все шли в храм, слушали проповедь батюшки. Вот таким должно быть расписание Воскресной школы. А занимаясь в школе № 2, это осуществить невозможно, так как в воскресный день школа закрыта. И если когда-то у нас занимались до 60 детей (две группы в Соколе, одна - в Обросове), то сегодня их в два раза меньше. - Не все родители представляют, чему учат детей в Воскресной школе? Какие понятия дают, знания? - Цель, в первую очередь - дать знания о Боге, а через это научить, как поступать в различных жизненных ситуациях, как жить. Через основы христианской нравственности рассматриваются добродетели на примере жизни святых людей, то есть каким путем они боролись с какими-то пороками в себе, как обретали добродетель. - У детей возникают вопросы? - Мы обсуждаем всё, что их интересует. Вопросы задают самые разные. Я сейчас даю уроки Во-скресной школы кадетам и вижу, что ребята внимательно читают евангелие и заостряют внимание на том, что взрослые упусти- ли бы. И чем они младше, тем острее восприятие, так как менее «засорена» душа. - Дети, прошедшие через Воскресную школу, как-то меняются? - Для меня главное то, что их вижу в храме. Они не просто прослушали курс Воскресной школы, получили Свидетельство, но и не потерялись в жизни - кто-то пришел из армии, работает, а кто-то учится в институте, но приезжают в родной Сокол и радуются встрече друг с другом. - Все ли завершают курс Воскресной школы или кто-то не выдерживает, сходит с «дистанции»? - Когда они становятся старше, нагрузка возрастает - музыкальная школа, кружки, секции, и приоритет отдается не всегда Воскресной школе. Поэтому, если родители заинтересованы в духовно-нравственном воспитании своих чад, их дети выдерживают, а кто равнодушно подходит - нет. - Скорей всего, наверное, сказывается - воцерковленные родители или нет? - Да. Вышла замечательная книга игумена Киприана Ященко «Православное воспитание». Он кандидат педагогических наук, учитель. Так вот, он проводил урок со старшеклассниками. Рассказывает: пришел в класс - все жуют жвачку… Задал один вопрос: «Кто из вас хочет быть счастливым и прожить очень долго?» Все выпрямились и подняли руку. А ответ очень простой. Господь дал заповедь: «Почитай отца и матерь свою…» То есть, родители в первую очередь и должны быть заинтересованы в том, чтобы в детях были заложены знания заповедей, законов, которые впоследствии и в их жизни сыграют немаловажную роль. - У иных складывается мнение, что в школе есть «Истоки» и этого достаточно - «Основ православной культуры» не надо… - Но это - два разных предмета, у которых общая цель - духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. - И как это влияет на воспитание гражданской личности? - Для меня, как учителя русского языка и литературы, конечно, важно изучать православную культуру, потому что это пригодится и в русском языке, и в литературе. Сложные вопросы встречаются в олимпиадах, основа которых - церковно-славянская, а в литературе произведения XVIII-XIX века без знаний основ православной культуры просто не понятны или трактуются не так, каков замысел автора. Знания необходимы и на уроках истории. На педагогах лежит большая ответственность. Надо не просто «пройти» учебник, а закрепить знания! Школам, кто взял модуль православной культуры, и всем тем учителям, которые эти уроки ведут, огромное спасибо, потому что каждый урок и для них становится новым. Не случайно они говорят: «Мы сами учимся». Но, как говорит об этом отец Киприан, учитель все-таки должен быть на одну ступеньку выше. Да, он может сказать: «Я этого не знаю, но мы с вами это узнаем». И подготовиться к следующему уроку. - В школах № 1 и № 5 нет «Основ православной культуры». Может, тема сложная? - Преподавать сложно, но хотелось, чтобы такие люди нашлись. Уверена, они есть. От этого выиграют и родители, и дети, и школа, и общество в целом, так как упор в учении делается на нравственность. Пока жива Святая Русь, и мир будет жить. А Святая Русь - это православная культура, возрождение, сохранение того, что есть. - А есть у педагогов возможность поучиться? - Прежде чем вести «Истоки» и «Основы религиозных культур и светской этики», учителя проходят курсы на базе института развития образования. По «Основам православной культуры» есть конспекты уроков, есть специальные сайты в Интернете. Епархия готова оказать помощь. Сейчас планируем съездить к педагогу вологодской школы И.Емельяновой на урок с использованием христианских произведений. Предполагается встреча с проректором духовного училища Е.Бутылкиной, которая поделится новинками литературы, методическими рекомендациями. - Подводя итог, Ирина Анатольевна, хотели что-то сказать? - Хочется поблагодарить за сотрудничество начальника управления образования Елену Игоревну Смирнову, поддерживающую начинания, которые идут по инициативе храма Вознесения Господня. Цели у нас, взрослых, одни - сделать всё для воспитания достойного молодого поколения.
Беседу вела Татьяна ПУШНИКОВА
Новые статьи:
Похожие статьи:
|