Яндекс.Метрика

Последние комментарии

Все комментарии
Светлая печаль души Печать E-mail
06.09.2013

Р.Дуничев.Дождь... Он то перестаёт, то снова начинается - погода нахмурила брови с самого утра. Автобус наш пробирается по скошенному полю, петляя между копнами сена. Трудно представить, что когда-то здесь была деревня: уж слишком пустынно в этом заброшенном краю. Неуютно. Деревни, как люди: живут и умирают, часто не оставляя о себе никакого следа. Поэтому Коншино, куда мы направляемся, - скорее исключение из правил. О вымершей деревне ещё помнят благодаря известному уроженцу - поэту Алексею Ганину.

Мой собеседник Рауль Дуничев, постоянный участник Ганинских чтений, с интересом рассказывает о здешних местах: о земляках, о покосах, о житье-бытье. Правда, преимущественно в прошедшем времени. И былое снова погружает в думы. «Такой поэт у нас родился! А мы и не знали. Читали Твардовского, Исаковского...» - искренне сокрушается Рауль Михайлович. Да, поэт, чьё творчество было под запретом, поздно вернулся на свою обезлюдевшую родину. Но поэзия, пропитанная самобытной культурой Бохтюжского края, нашла живой отклик в сердцах земляков, которые, поняв и приняв Ганина, стали бережно собирать всё связанное с именем поэта. Самозабвенно, с творческим азартом! Как тут не вспомнить краеведа Анатолия Еремеева, основавшего в местной школе музей!

А вот и берёзы, под раскидистыми кронами которых - памятный камень. Хотя прах поэта покоится за сотни километров отсюда, именно это место с 1989 года стало такой же литературной святыней Вологодчины, как Бобришный Угор Яшина или беловская Тимониха. Сюда приходят почитатели творчества Ганина да и всех безвинно убиенных русских поэтов...

Августовской свежестью, запахом хвои вперемежку с сеном встречает нас Коншино. Короткие речи, стихи, возложение цветов. Немногословен, но откровенен был сельский глава Иван Анфимов, назвавший поэта Ганина пророком: «Жернов революции и уничтожал в первую очередь тех, кто видел те беззакония, которые творились на нашей земле. Такие люди, как Ганин, редки, но их слово ещё раскроется...» Раскроется ли? Поживём - увидим. Страшен был кровавый «жернов революции». Но не страшнее ли бескровная внешне нынешняя война государства с деревней, с её духовными истоками, крестьянскими корнями? Разве не страшна осмысленная подмена ценностей, нравственных идеалов? Действительно пророчески Ганин сумел это подметить столетие назад. И был обвинён в антисемитизме, фашизме и т.п. Может быть, каждый, кто любит родину, уважает национальную культуру - антисемит?

Отрадно, что не забыли тех, кто вернул Ганина читающей публике из пучины небытия. Прежде всего, речь идёт о ленинградском журналисте и литературоведе Николае Парфёнове, чьи статьи о Ганине начали появляться в региональной периодике ещё в 60-е годы. Трудно переоценить научно-краеведческую ценность этих первых исследований, но, кроме этого, надо отдать должное гражданскому мужеству учёного, взявшегося за запрещённого поэта. В конце 60-х последовала и официальная реабилитация, но даже после этого имя Ганина было практически не известно читателю. Причина проста: не было отдельной книги. Этот пробел восполнили лишь в 1991 году, когда в Северо-Западном издательстве увидела свет книга, подготовленная Станиславом и Сергеем Куняевыми. Этих исследователей также вспомнили на памятном митинге.

Стихи читали Зинаида Локтева и Рауль Дуничев. И как читали - заслушаешься! Декламировали - от сердца. Может быть, потому, что по одной земле с Ганиным ходили. Пел Александр Хазов - тоже о родине, о многострадальной нашей России... Потом - цветы памяти - гвоздики легли на холодный серый валун. И гости, поторапливаемые дождём, снова оставили в одиночестве этот огромный камень - символ возвращённой памяти о поэте. Впереди был литературный праздник в старинном селе Архангельском.

Но до этого гости смогли посетить уникальный музей местной школы с обширной экспозицией, посвящённой поэту.

«Вечерний звон! Вечерний звон!», - хорошо знакомые слова любимой песни Ганина в исполнении студии авторской песни «Доверие» открыли литературный праздник «Полюбить, прощая всех». На сцене - цветы, стилизованная горница русской избы, большой баннер с изображениями известных уроженцев Бохтюжского края: поэта Алексея Ганина, академика живописи Платона Тюрина, Героя Советского Союза Николая Мамонова. Для гостей работали выставки литературы о Ганине из фондов областной универсальной научной библиотеки и Сокольской ЦБС. И хотя отдельных книг о поэте совсем немного, число газетных и журнальных публикаций впечатляет. Всё это показатель возрастающего интереса к творчеству Ганина.

Поприветствовала гостей начальник управления культуры, спорта, молодёжной политики и туризма Надежда Хамитгалеева, в частности, отметившая: «Пока будут на Бохтюжской земле проходить такие чтения, Алексей Ганин будет жить здесь». Писатель Роберт Балакшин признался: «Мной овладели чувства скорбные и светлые. Скорбные - потому что по-человечески жаль поэта, убитого практически ни за что. В то же время светлые чувства рождаются в душе, когда видишь светлые лица людей, которые помнят Ганина». О судьбе Ганина и других «новокрестьянских» поэтов говорил литературный критик Андрей Смолин. Чем же примечательна плеяда этих авторов?

Не зная деревни, трудно понять и осмыслить творчество поэтов-«новокрестьян». Они, не создавая формальной школы, были носителями крестьянского мировоззрения, подчеркивали свои родовые корни, связь с деревней. В то же время, живя и творя в контексте своей эпохи, наряду с фольклорными традициями, эти поэты испытали влияние модернизма, что ощущается и в творчестве Ганина. «Новокрестьянские» поэты рассматривали «соломенную Русь» (П.Орешин) в масштабах Вселенной, возвышенно-космически:

Внимайте, Народы,
Мой голос - Судьба.
Нас выслала Вечность,
Вскормила изба.
(А.Ганин)

Уникальность поэзии Ганина - в синтезе небесного и земного. Талант философа и талант бытописателя соединились.

У каждого «новокрестьянского» поэта был свой путь. Есенин расходится во взглядах с Клюевым, от «патриархальщины» стремится отрешиться Орешин, Клычков занимается переводами. Но практически всех поэтов ждала трагическая судьба - их расстреляли. Первой жертвой пал Алексей Ганин. Литературовед Александр Михайлов назвал это «самой короткой расправой с поэтом в трагической истории «новокрестьянской» поэзии».

На празднике зрители смогли в полной мере ощутить яркий колорит этой поэзии, её природу, «крестьянский дух». В исполнении победителей районного конкурса «Певцы крестьянской Руси» (он прошёл накануне) звучали стихи С. Есенина, А. Ганина, Н. Клюева, П. Орешина. Искренними и трогательными получились театрализованные картинки, подготовленные учащимися Архангельской школы и работниками Центра народной культуры и художественных ремесел «Сокольский». Удачными были сценические воплощения двух друзей: Ганина и Есенина.

Ведущее место в «новокрестьянской» поэзии отводится, безусловно, фигуре Клюева. Его влияние на младших товарищей по крестьянской «купнице» бесспорно. По существу, олонецкий поэт становится их духовным наставником. Примечательно, что в Вытегре стали традиционными Клюевские чтения, собирающие исследователей творчества поэта со всей России. Об этом и многом другом рассказала зрителям директор Вытегорского музея Елена Ланкова. Поделилась впечатлениями о празднике директор областной библиотеки Татьяна Буханцева.

И снова - песни, стихи... Литературный праздник плавно переходит в концерт сокольских и местных артистов. Вокальные и хореографические коллективы дарят людям хорошее настроение. Успех праздника, в первую очередь, - заслуга управления культуры, спорта, молодёжной политики и туризма, Центра традиционной народной культуры «Архангельский», администрации сельского поселения Архангельское.

...Что же даёт творчество Ганина современному читателю? Для учёных произведения поэта - уникальный материал, причём не только в литературном, но и этнографическом плане. Для «рядового», особенно сельского читателя, не имеющего специальной подготовки, произведения Ганина дают возможность проанализировать, сопоставить те процессы, которые происходили в русской деревне сто лет назад и происходят сейчас. В наши дни, когда вымирание деревни приобрело глобальный (может быть, и необратимый?) характер, а крестьянский труд на земле заменяется альтернативными формами деятельности (туризмом и т.п.), пророческое слово Ганина приобретает ещё большую актуальность.

В деревне - дождь. Многие русские умы, подобно загнетинским мужикам из ганинского романа «Завтра», рассуждают, «как бы жизнь на земле устроить». Сакраментальный вопрос! И ответов на него множество. Вот только результаты... Может быть, закончится дождь и засветит над деревней солнце? И мысль эта, почти утопическая, всё-таки рождает надежду, светлую печаль души...

Артём КУЛЯБИН


(1 Проголосовало)

Новые статьи:
Похожие статьи:

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

В комментариях ЗАПРЕЩЕНО: Оскорблять чужое достоинство, проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь, употреблять ненормативную лексику, мат, публиковать объявления рекламного характера.
По мере возможности, придерживайтесь правил русского языка. Старайтесь не делать грамматических ошибок.
За нарушение правил ваш комментарий будет проигнорирован!

Защитный код
Обновить

Электронная подписка

 

Цена полугодовой подписки - 220 руб. 

Подробности
по тел. 2-20-70

Реклама

Реклама

Место для вашей рекламы

обращаться
по телефонам:
2-43-48; 2-54-07

Расценки

Праздники

Информер праздники сегодня