Как на ладони |
![]() |
![]() |
26.01.2015 |
Александра Николаевна Андреева оказалась чудесной рассказчицей. Время летело незаметно, погружая в далёкую удивительную историю родного края... А познакомиться с нашей интересной героиней позволило письмо, которое она написала в «Сокольскую правду». Ей захотелось рассказать о своих предках, о родной деревне, о церкви в Слободе. И побудили её к этому публикации о строительстве нового храма в этом месте. В памяти Александры Николаевны многое, ведь ей 92 года. Погружаясь в повествование, понимаешь, что Рабанга выглядела совсем иначе, когда колокольный звон Спасо-Преображенской церкви разносился по округе. И если бы сейчас посмотрели предки с Литегского моста в сторону Сокола, то не узнали бы родимые места. И дело даже не в самих деревнях... Берега Сухоны тогда были крутыми, высокими. Через реку, напротив Слободы находится д.Борисково, и здесь был длинный Борисовский мыс с заливными лугами. На краю его стоял маяк для пароходов. Выдаваясь далеко в Сухону, мыс мешал развивающемуся судоходству. Колёсные пароходы тащили за собой длинные плоты-«плёнки» брёвен и с трудом обходили на повороте это место. После Великой Отечественной войны мыс срезали, поворот Сухоны стал шире, с просветом. Берега в округе размыло. Слобода тесно связана с Сельцом. Расширяясь, обе деревни ещё в давние времена практически срослись. Деревня Сельцо стояла на некотором расстоянии от берега, который ещё в 1928 году укрепляли сваями, камнями и деревянными перегородками, но рабочие уверенно заявляли жителям, что берег всё равно размоет. Так и случилось. Ближайшие дома Сельца подмыло, их уже нет, а сама деревня оказалась на самом берегу. А когда-то перед крайними домами проходила ещё и дорога - Архангельский тракт, соединяющий Архангельск, Вологду и Москву, и все, кто направлялся в сторону этих городов, проезжали именно здесь, останавливаясь на постоялом дворе Василия Николаевича Рулёва. Александра Николаевна уверена, что если и проходил Ломоносов с обозами из Архангельска в Москву, то именно этим путём - других дорог не было. Два берега у д.Сельцо и д.Васютино соединяла паромная переправа. За Сельцом следовала д.Середнее, и между ними стояла большая ветровая мельница. На берегу реки летом устраивали гулянья. Это место называли «кокшара». И, конечно, со всех сторон было видно белоснежную церковь с зелёной крышей. Вокруг неё была кованая ограда на каменном фундаменте, соединяемая воротами с аркой. А между церковью и рекой вдоль берега шла аллея, где всегда собиралась молодёжь. Здесь же через Сельцо и Слободу вдоль реки пролегала дорога в сторону Сокола. Одним из прихожан и меценатов храма был министр Сергей Рухлов. Сергей Васильевич родился в 1852 году. Он сделал потрясающую карьеру в царской России, служил статс-секретарем департамента экономии, министром путей сообщения. За свою службу в ведомстве путей сообщения был награжден алмазными знаками к ордену Александра Невского и портретом Его Императорского Величества с Высочайшей подписью. В настоящее время этот портрет хранится в Вологодском государственном музее-заповеднике. Рухлов жил в вологодской усадьбе Новое, ныне это территория Сокола, улица Калинина. На месте усадьбы сейчас стоит дом 26. После Февральской революции под Пятигорском Рухлов был арестован ЧК и зарублен шашками. Его родители Василий Никитич и Екатерина Кузьминична ездили в Спасо-Преображенскую церковь по правому берегу на лошадях и переправлялись через паром. Их всегда встречали колокольным звоном. Церковь была богатая: с золотым убранством и утварью. Многое было доставлено Рухловыми из Петербурга. Они и похоронены были здесь возле алтарной стены. - А какие лики святых на стенах! Словно живые! - восхищённо вспоминает Александра Николаевна и складывает худенькие ладошки на груди. - Больше всего помню икону «Вера, Надежда, Любовь». Даже взгляд каждой отражал то, что она несёт людям. У Веры были глаза, полные веры, у Надежды взор давал надежду каждому, кто смотрел на неё, а Любовь просто светилась этим чувством. Художник так смог передать цвет одежд и выражение лиц, что даже дети без труда различали чувства каждой святой! Эта икона навсегда осталась в моей памяти. И остальные росписи были очень красивыми, светлыми, завораживали естественным изображением. А какой батюшка был! Александр Соколов! И голос его до сих пор мне слышится. Все его любили. Он с такой душой совершал богослужения, что сам глаза закрывал, и прихожане шелохнуться не могли, с таким вниманием слушали. Очень хорошо помню его каштановые волосы с лёгкими завитками на концах. А дьякон Владимир Крупнов был с чёрными прямыми волосами и большими глазами. Голос у него был, как у Шаляпина! Но как-то он попил ледяного кваса после бани, заболел и умер. Все его жалели. Каждый закуток в храме словно на ладони Александры Николаевны, и когда она описывала убранство, расположение предметов, икон, изразцовых печей - будто с ней в церкви побывала, и показалось, запах свечей и ладана появился. - Однажды нашего священника не было, и приехал другой, как сейчас помню, седой и с толстым носом. Мне 9 лет исполнилось - лицо Александры Николаевны озарилось улыбкой, видимо, вспомнила какую-то детскую шалость, - я слушать не могла другого батюшку. Бабушка и одёргивает меня: «Ну, что ты вертишься!», а я ей громко в ответ, как раз когда тишина в храме воцарилась: «Так поп худой!». А потом куда-то совсем пропал наш священник... Пришлось сообщить собеседнице известный факт: настоятель церкви Александр Константинович Соколов, который служил здесь 25 лет, был арестован в 1937 году и вместе с одной из монахинь, Марией Осколковой, помещён в тюрьму в Кадникове, а затем расстрелян. Услышав это, Александра Николаевна опустила глаза, взгляд её померк, и засверкали слёзы. Батюшка, действительно, был исключительно добр, и детвора его очень любила - об этом есть множество свидетельств и воспоминаний. Вот и маленькая Шура была одной из тех детей, кто на всю жизнь сохранил в своём сердце память об этом человеке. - Сколько людей погубили за веру! Помню Андрея Бурова из д.Ершово. Здоровый мужик был, с громким басом. Он уехал жить на Фабричную улицу, но потом его забрали и увезли неизвестно куда только за то, что пел в церковном хоре, - добавляет Александра Николаевна. Помнит она и тех, кто с неистовым старанием разрушал Спасо-Преображенскую красавицу. И как люди говорят, за своё деяние они поплатились. Самое удивительное то, что наша героиня все свои воспоминания записала в тетрадь, специально для потомков. А в ней не просто строки, но и схемы. Вот, например, вся местность как на ладони: поворот реки, Борисовский мыс и квадратики домов с отметками, кто где жил. Фамилии: Блиновы, Осколковы, Петерговы, Шелковы, Купцовы, Серовы, Папышковы, Соколовы, Козловы, Беловы, Охлёстины, Рулёвы... А вот и предки Александры Николаевны - Лапины, Шитухины, Садовые. Оказывается, все дома в д.Сельцо были поставлены окнами на реку, т.е. на запад, и только дом Николая Садового смотрел на юг. А в Слободе все дома «лицом» располагались к церкви. Жилища были добротные, многие опушённые. Были и двухэтажные. Например, у Михаила Шитухина и Василия Садового. Это родные деды Александры Николаевны. - После революции большинство зажиточных и середняков раскулачили. В 1930 году сюда приехали люди из Осанова и основали совхоз «Победа». Некоторые жители стали продавать свои дома и уезжать в другие места, уж больно соседство совхоза мешало вести собственное хозяйство. Ещё многое рассказала Александра Николаевна, но её интересовало, как сейчас обстоят дела в родной деревне, как продвигаются дела по строительству нового храма в Слободе. На этот вопрос ответили члены инициативной группы по строительству церкви Филиппа Рабангского Евгений Осколков и Сергей Ванчиков. После того, как у строения появилась маковка с крестом, здесь впервые отслужили молебен в честь святого Филиппа Рабангского, который и похоронен в этом месте. Протоиерей Анатолий Балясин окропил святой водой новый храм со всех сторон и прочитал проповедь прихожанам. Пожелал всем жить по святым заветам: быть строгими к себе и снисходительными к другим, а не наоборот. К слову сказать, именно в Сокольском храме Вознесения Господня, настоятелем которого является отец Анатолий, хранится икона с ликом преподобного Филиппа Рабангского из бывшей Спасо-Преображенской церкви. И, конечно, в день памяти святого в Сокольском храме совершают литургию в честь основателя монастыря. Словно не случайным совпадением стал и тот факт, что в это самое время Сергей Ванчиков в Москве получал победную награду в Международном конкурсе за исследовательскую работу об истории Филипповой обители. А протоиерей Алексей Фомичёв, настоятель прихода храма Смоленской иконы Божией Матери в с.Талицы Кирилловского района, член епархиальной комиссии по церковному искусству, строительству и реставрации, предоставил проект красивой деревянной колокольни, которую планируют начать строить здесь в наступившем году. Отец Алексей устроил для членов инициативной группы познавательную экскурсию по святым местам Кирилловского района, указывая на особенности архитектуры, знакомя с притчами и историческими особенностями обителей. Всё это он сделал для того, чтобы жители Слободы в своём благом деле учли важные моменты устройства комплексных строительств, внутреннего обустройства храма и написания икон. В новогодние каникулы инициаторы продолжили своё просвещение, посетив Московские монастыри. В Слободе побывали и другие священнослужители, которые оценили труды местных жителей. Добрыми гостями здесь стали работники ИК-4, оказывающие помощь в строительстве и благоустройстве. На территории также посадили деревья, которые в будущем образуют парковую зону и вернут облик знаменитой аллеи. Прихожане с нетерпением ждут весны, когда вновь засуетятся на месте строительства. Евгений Осколков и Сергей Ванчиков пригласили весной Александру Николаевну посетить родные места, посмотреть, как изменилась округа. И видно было: идея ей понравилась, но позволит ли здоровье - переживает хозяйка. Будем надеяться, что с Божьей помощью путешествие состоится. Евгения СУРОГИНА (1 Проголосовало) Новые статьи:
Похожие статьи:
|