Инвестиционный климат района и государственно-частное партнерство как выход из экономического тупика |
![]() |
![]() |
07.04.2015 |
Конечно, лидерство в данном случае обусловлено близостью к областному центру, наличием крупных предприятий и тем, что промышленное наследство, оставшееся после развала Советского Союза, не все растеряно. Немаловажное значение имеет географическое расположение Сокола, его логистика. По мнению Александра Михайловича, задача района - грамотно разобраться с тем, что есть, и сохранить достигнутое. Успех любого инвестиционного процесса складывается, когда в целом совпадают три фактора. Первый - наличие инвестиций - самый тяжелый на сегодня фактор, потому что ставки рефинансирования Центробанка довольно высоки. Кредиты банки выдают по средней ставке 25% годовых, и взять их очень трудно. Сегодня кредитоваться могут либо очень маленькие предприятия на небольшие суммы, либо очень крупные предприятия с серьезным запасом финансовой прочности, но таких, к сожалению, мало. Надо понимать, что ситуация в экономике сегодня довольно тяжелая, и мы не можем на неё повлиять и ждать, когда ситуация изменится к лучшему - предпосылки к этому есть. Второй фактор - наличие инноваций, то есть передовых конкурентоспособных технологий, позволяющих производить продукцию, которая будет хорошо продаваться и обеспечит развитие предприятия. И третий фактор - условия для существования всего инвестиционного процесса на территории района. - Это как раз то, на чём можно и нужно сосредоточиться сегодня, - сказал Александр Перфильев. - По нашим ощущениям, инвесторам понятно как работает власть Сокольского района. Не без трудностей, но они преодолимы. Трудности сегодня испытывают все районы области. В Соколе процесс отстроен - это хорошо, но всегда есть что улучшить. * * * Первый зам. главы администрации Сокольского района Сергей Рябинин обозначил 10 основных инвестиционных проектов, которые будут реализовываться в г.Соколе в 2015 году. Это ООО «Устьелес» (директор В.Сверчков) - строительство комбината предусматривает строительство двух линий по производству высококачественной березовой фанеры. Общий объем инвестиций составляет 545,0 млн. рублей. Срок реализации проекта - май 2015 года. Численность работников на предприятии составит 157 человек, на 1 марта 2015 года численность работающих составляет 35 человек. ООО «ГрандСтрой» (директор А.Кузьменко) входит в состав холдинга группы компаний «ВологдаРегионЛес». Основными видами деятельности предприятия являются лесопиление, сушка пиломатериалов, производство погонажных изделий, производство технологической щепы, топливных гранул. Проект стартовал в ноябре 2011 года. Освоено 170 млн. рублей, создано 180 рабочих мест. Строительство торгово-развлекательного центра «Сухона» (ип О.Нагибина) началось в мае 2013 года. Площадь здания составит 1440,76 кв. м. Площадь застройки 1170,5 кв.м. Объемы инвестиций составляют 60 млн рублей, освоено более 3 млн. рублей. На ОАО «Соколстром» (ген. директор М.Шестаков) начата реализация проекта по запуску автоматической линии по производству кирпича высокого качества. Объем инвестиций этого проекта - 150 млн. рублей. ОАО «Сокольский ДОК» (исполнительный директор Ф.Потапенко) реализует проект по строительству котельной на твердом топливе мощностью 15 МВт. В последующие годы - строительство цеха по производству пеллет из древесных отходов. Сроки реализации проекта - конец 2015 года, стоимость его - 400 млн. рублей. ООО «Агрохолдинг «Устюжна» (директор Р.Торхов) арендована площадь территории Индустриального парка «Сокол» под строительство цеха по утилизации и переработке древесных отходов. Срок реализации этого проекта - 4 квартал 2015 года, объем инвестиций составил 8,0 млн. евро заемных средств. Планируется создание 25 рабочих мест. В перспективе - открытие предприятия по производству шпона и рыборазведению. Уже готов к сдаче ресторан «Амстердам» общей площадью 594 кв.м. Освоено порядка 20 млн. рублей, создано 6 рабочих мест. На ОАО «Сокольский ЦБК» в 2015 году планируется модернизация БДМ № 10, общий объем инвестиций - 80,0 млн. рублей. В рамках строительства бумажной фабрики ООО «Сухонский ЦБК» на 2016 год планируется пуск новой бумагоделательной машины мощностью до 162 тыс. тонн картона в год. Общая стоимость проекта - 4100 млн. рублей, освоено - 2042,3. В ноябре 2014 года завершен инвестиционный проект «Строительство котельной, очистных сооружений». Назначение проекта: поставка тепловой энергии и горячего водоснабжения, а также прием и очистка сточных вод ИК № 4 и жителей ул.Сосновой. Объем инвестиций составил 24 млн. рублей (собственные средства). * * * Как отметил С.Рябинин, с момента создания в регионе такого института развития как ОАО «Корпорация развития Вологодской области» органы местного самоуправления района и представители хозяйствующих субъектов осуществляют с ним эффективное взаимодействие. Безусловно, одним из преимуществ развития Сокольского района является создание на его территории Индустриального парка «Сокол». В рамках определенных Правительством области этапов освоения парка уже созданы и будут создаваться объекты его инфраструктуры. Этот проект запущен в рамках работы по модернизации экономики моногорода Сокола и осуществляется с непосредственным участием органов исполнительной государственной власти области с использованием средств федерального и областного бюджетов. Общая площадь участка Индустриального парка составляет 200 га. Проекты по дальнейшему освоению парка и привлечению резидентов планируется осуществить, в том числе, в формате государственно-частного партнерства. В настоящее время на уровне руководства Вологодской области заявлен кластерный подход к развитию приоритетных секторов экономики. По оценкам экспертов, наибольшее количество предпосылок для создания в регионе имеет «кластер деревянного домостроения». Одна из задач кластерной политики - образовательная поддержка ее реализации на региональном и отраслевом уровне. Так, деятельность Ресурсного центра по подготовке кадров для предприятий домостроения, созданного на базе Сокольского лесопромышленного политехникума, напрямую связана с приоритетами развития как Сокольского района, так и Вологодской области в целом. На уровне муниципалитета совершенствуется нормативная база, регулирующая вопросы инвестиционного развития, взаимодействия с субъектами малого и среднего бизнеса, предоставления им мер имущественной поддержки, установления экономически обоснованных корректирующих коэффициентов базовой доходности К2 по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и т.д. Меры, направленные на активизацию данного процесса, будут предприниматься органами власти и в дальнейшем. * * * Начиная с 2010 года, в инвестиционной сфере района отмечались положительные тенденции. В среднем за указанный период инвестиции в основной капитал составляют не менее 1,1 млрд. рублей ежегодно. В сравнении с уровнем 2009 года объем инвестиций в экономику района возрос в 2,8 раза в номинальном выражении, в расчете на 1 жителя - увеличился в 3,2 раза. По итогам 2014 года он составил 571 млн. рублей, индекс физического объема инвестиций - 35,8% к аналогичному периоду 2013 года. В 2014 году Распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден Перечень моногородов, сформированный в соответствии с критериями отнесения муниципальных образований к монопрофильным с учетом категорий монопрофильных муниципальных образований в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения. Город Сокол отнесен к монопрофильным городам со стабильной социально-экономической ситуацией (категория 3). В настоящее время наблюдается ухудшение социально-экономического положения в моногороде Соколе. Несмотря на проделанную работу и достигнутые результаты в моногороде Соколе необходимо продолжать проведение запланированных мероприятий по его модернизации, поскольку в сложившихся условиях в последнее время ситуация ухудшается. В отношении градообразующего предприятия ООО «Сухонский ЦБК» начата процедура банкротства, существует угроза высвобождения с предприятия 900 работников. Вследствие этого ситуация в Соколе значительным образом может усложниться, и уровень безработицы может составить более 5%. - Совместно с Правительством Вологодской области нами направлена заявка в Министерство экономического развития о включении города Сокола в перечень монопрофильных городов с наиболее сложным социально-экономическим положением (категория 1), - заявил С.Рябинин. - В случае включения г.Сокола в 1 категорию будет возможность финансирования из федерального центра мероприятий по развитию инфраструктуры Индустриального парка. С 2010 по 2013 год в Сокольском районе выполнялись наиболее масштабные этапы инвестиционных проектов градообразующих предприятий, уровень инвестиций по району ежегодно превышал 1 млрд. рублей. В 2014 году прироста инвестиций не наблюдается. По уровню инвестиций Сокольскому району принадлежит 12 место в области. В расчете на 1 жителя района инвестиции в основной капитал составили 11384 рубля, что соответствует 19 месту в области. * * * Меры администрации Сокольского района по улучшению инвестиционного климата и развитию инвестиционного потенциала района, в том числе в период с 2012 по 2014 годы, предпринимаются. Создан институт инвестиционного уполномоченного района. По оценке результатов деятельности инвестиционных уполномоченных, за 2013 год Сокольский район занял 4 место. Разработан инвестиционный паспорт Сокольского муниципального района, который размещен на официальных сайтах района и ОАО «Корпорация развития Вологодской области» и постоянно актуализируется. Подготовлены предложения по инвестиционным проектам и площадкам района для включения в интерактивную Инвестиционную карту Вологодской области, часть из которых нашла в ней свое отражение и поддерживается в актуальном состоянии. На официальном сайте района создан новый раздел «Инвестиционное развитие района». Постановлением администрации района утверждено Положение об инвестиционной деятельности на территории Сокольского района, а также создан Инвестиционный совет Сокольского муниципального района. Принимаются иные меры, направленные на стимулирование органов местного самоуправления к привлечению инвестиций и наращиванию налогового потенциала на 2014 год в соответствии с распоряжением губернатора области от 30.12.2013 года № 3439-р. Разработана Дорожная карта по внедрению муниципального стандарта по созданию благоприятного инвестиционного климата, утверждена постановлением администрации Сокольского муниципального района от 30.09.2014 № 385. Одним из важнейших приоритетов экономической политики, основой для развития конкурентной среды, повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов является развитие малого и среднего предпринимательства, которое напрямую влияет на уровень занятости населения и повышение качества его жизни. * * * Когда в бюджетах не хватает денежных средств, а повышение эффективности деятельности на том или ином объекте необходимо, целесообразно применение механизма государственно-частного партнерства. Именно на таком важнейшем и наиболее универсальном механизме привлечения инвестиций и решения социальных проблем делал акцент на заседании Инвестиционного совета А.Перфильев. - Сегодня, к сожалению, в Госдуме РФ до сих пор не принят федеральный закон о государственно-частном партнерстве, и законодательство в части ГЧП каждый регион трактует по-своему. У нас в Вологодской области применяется такая формулировка: «Государственно-частное партнерство - это реализация государственных функций с привлечением средств частных инвесторов». Компенсация затрат инвестора так или иначе должна осуществляться из государственных средств. А.Перфильев привёл классический пример государственно-частного партнерства на территории Вологодчины - это проект по развитию и модернизации службы гемодиализа на базе Вологодской областной клинической больницы. - Данный проект предусматривает ремонт областной больницы - сумма инвестиций порядка 50 млн. рублей частного инвестора, и замена всего оборудования, которое находилось на территории этой больницы - это 50 млн. рублей. Схема такая: частный инвестор взял в аренду здание, полностью поменял оборудование и продолжает на нем оказывать населению медицинские услуги, для больных - бесплатно. Средства инвестору компенсируются из фонда обязательного медицинского страхования. Учитывая достаточно низкий уровень бюджетной обеспеченности в Вологодской области, а также дефицит государственного федерального бюджета в целом, ГЧП может стать не только механизмом решения конкретных социально-экономических проблем области, но и основой для развития региона. Вологодская область имеет высокий потенциал для реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства. - Поставлена задача: функции, требующие капитальных затрат, и инвестиции постараться отдать в частные руки, - заявил А.Перфильев. - Это сэкономит бюджетные средства и поддержит существующий в области бизнес, дав ему гарантированный источник дохода. Будем пробовать. Подготовила Ольга ХЛЫМОВА (1 Проголосовало) Новые статьи:
Похожие статьи:
|