Вот и оно - светлое будущее! |
![]() |
![]() |
25.05.2015 |
У меня твёрдые намерения: написать о незаурядном многолетнем педагогическом опыте моей собеседницы, её жизненном пути длиной в 89 лет. Я не сомневалась, что преподавателю со стажем есть что рассказать о старой советской школе. Но, увидев орден Красной Звезды, поняла, что начну писать о жизни учителя с военного прошлого ещё одного солдата нашего Отечества - П.А.Колыганова. Ему, родившемуся в крестьянской семье, разумеющему в пахотном деле и обученному с детства сапожному мастерству, невероятным образом «везло» на военную службу. Родился Павел Александрович в 1897 году и поэтому уже в 1914 году с началом Первой мировой был призван в Царскую армию и отправлен на фронт. С приходом к власти Временного правительства среди солдат постоянно работали агитаторы. На митингах, куда выводили вчерашних крестьян в серых шинелях, призывали поддерживать то меньшевиков, то большевиков. Небольшая передышка после Первой мировой для Колыганова закончилась тем, что в восемнадцатом году он вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии и стал участником гражданской войны. Воевал на Севере, в Архангельске, под Плесецком. То ли там, то ли ещё в Первую мировую познакомился на войне с поэтом Алексеем Ганиным. Рассказывал он спустя годы своим детям, как посчастливилось ему гулять в весёлой компании Ганина, Есенина во время приезда их в Коншино. Война с Финляндией 1939 года без П.А.Колыганова тоже никак обойтись не могла, призвали и на неё. А в 1941 году грянула Великая Отечественная, и в январе 1942 года солдат ушёл защищать Родину от самого зловещего врага - фашизма. Выстоял и на ней. Служил стрелком, связистом. Не раз применял и навыки сапожного дела. Дошёл до Берлина. За боевые заслуги ему вручили ордена Красной Звезды, Отечественной войны, медали «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией 1941 -1945 гг.» и многие-многие другие. Вернулся в Сокол солдат 1 августа 1945 года. Сначала добрался до Вологды, где решил навестить знакомых, дом которых стоял на берегу Золотухи. Пошёл по мосту через речку и здесь… * * * Школьница Варя хорошо запомнила, как отец уходил на войну, как заплакала младшая сестрёнка, заголосила бабка, а за ней и все остальные. И мамы дома нет, ушла вещи на хлеб менять. Отец растерян, с вещмешком. Вызвали в военкомат и сразу - на войну. Почти всю войну Варе пришлось совмещать учёбу в школе с работой надомницы по пошиву обуви. Сначала надомницей работала мама. За работу были положены карточки на хлеб. Но для этого нужно было выполнять ежедневную норму. А у мамы – дети, хлопоты по дому. Частенько ей приходилось ходить по деревням, чтобы попытаться выменять что-то из вещей на продукты питания. И Варя, приходя из школы, садилась за швейную машинку «Зингер». Пока не стемнеет за окном, она шила из окровавленных, прострелянных вражескими пулями шинелей тапки для госпиталей. Электричества в доме не было, и надо было успевать сделать работу засветло. Домашнее задание готовила уже при свете керосиновой лампы. В конце концов заведующий швейной мастерской Тощаков официально оформил надомницей не только маму, но и саму Варю. Но всё равно жилось тяжело. Бывали такие периоды, что рабочие карточки не отоваривали по три дня, и дети лежали в постели, чтобы не расходовать силы. Кошмаром обернулась одна из ночей, когда фашистские самолёты сбрасывали авиабомбы на мост через Сухону. Семья жила на улице Свердловской и казалось, что снаряды разрывались рядом с домом. В ответ отвечала зенитная батарея, стоявшая у деревни Пирогово, и двойной обстрел поверг в ужас детей, которые до этого ни разу не слышали опасного приближения войны. А из школы на фронт один за другим уходили учителя: Д.Хабин, Швыдкой, С.Фирюлин, В.Ржаницын, А.Горский. В первые дни войны были призваны и ребята десятого класса – Махалов, Попенин, Прохоров и другие. С.Фирюлин и Д.Хабин погибли. Варя вместе с одноклассниками ещё ходила и в госпитали, которые расположились в школах №№ 3 и 4, чтобы выступить с номерами художественной самодеятельности, помочь написать письмо раненому солдату домой. Тяжело было детям видеть изувеченных, немощных мужчин, утративших здоровье по вине немецких агрессоров. Но поколение детей войны умело по-настоящему сострадать, сопереживать и оказывать посильную помощь нуждающимся в ней. Несмотря на тяготы военного времени, Варя успешно окончила школу № 11. Случилось это в мае 1945 года. А 1 августа Варя приехала в Вологду сдавать экзамен в педагогический институт. И пошла она навестить знакомую мамы Ольгу Ивановну. Зашла на мост через реку Золотуху и замерла. По мосту шёл солдат, вернувшийся с войны. И был это её папа Павел Александрович Колыганов. * * * С этого дня началась мирная жизнь в семье Колыгановых. После окончания исторического факультета Варвара Павловна стала учительствовать в родной «белой школе», в которой отработала тридцать семь лет, двадцать пять из них – завучем. Педагогический коллектив школы послевоенного периода был очень сильным в профессиональном плане, дружным. Пришли учителя-фронтовики Н.В.Железняков и С.Г.Губа. На бумажную фабрику приехало много рабочих семей и специалистов из других регионов страны. В школе учились дети самых разных национальностей: украинцы, белорусы, евреи, грузины, цыгане, русские. И никогда не было между ними вражды или непонимания. У детей того времени наблюдалась удивительная тяга к знаниям, точным наукам. Очень многие поступали в технические вузы Ленинграда, Москвы, стали крупными специалистами в физике, математике, медицине. Уровень подготовки в школе был таким высоким, что все желающие поступить в институты, непременно успешно сдавали вступительные экзамены. Сотни, тысячи бывших учеников знают Варвару Павловну, а она с теплотой вспоминает о них. За многолетний добросовестный труд Варвара Павловна награждена орденом Трудового Красного Знамени. Рядом с боевыми наградами отца бережно хранится и этот орден дочери и заслуженные ею медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг.», многие юбилейные медали, а также значки «Отличник народного просвещения» и «Победитель соцсоревнования 1974 года». У Варвары Павловны есть маленькая самодеятельная брошюра «Биографическое повествование», отпечатанная на принтере, в которой она рассказывает о своей жизни. Повествование заканчивается такими словами: «Поколению родителей жилось тяжело, иногда драматично. Но они не унывали. Я уверена, что мои годы не были бесцельными. Своим трудом я помогала строить светлое будущее». Выходя из квартиры учителя, я столкнулась в прихожей с ватагой ребятишек соседнего детского сада. Они пришли вместе с воспитателями навестить и поздравить Варвару Павловну в преддверии Дня Победы. Глядя на них, я подумала: «Вот и оно – светлое будущее, тут как тут. Ну и замечательно». Людмила КУЗНЕЦОВА (1 Проголосовало) Новые статьи:
Похожие статьи:
|