Яндекс.Метрика

Последние комментарии

Все комментарии
Конаниха Печать E-mail
10.09.2015

 Василь Иванович! Когда поедете в свою Тимониху, приворачивайте ко мне. Моя деревня Конаниха стоит направо от шоссе, за речкой Бохтюгой на горе.

В.Катанов «Письмо В.И.Белову».

В гостях у бабушки я случайно увидел сборник «Тетрадь моих стихов» её брата Василия Васильевича Катанова, подаренный автором. Меня тронули стихи о малой родине бабушки Реповой (Катановой) Нины Александровны и её брата – деревне Конанихе.

Из сборника узнал, что когда-то здесь было 45 домов, 18 фамилий, а теперь осталось 10 домов, а фамилии - три. Заинтересовала история деревни, которую в народе, со слов бабушки, называли «катановщина» из-за большого количества жителей по фамилии Катановы и в которой начиналась их династия. В летние каникулы узнал, что сейчас там постоянно живет всего 1 семья. Многие дома заброшены...

В XX веке в нашей стране произошли социально-политические события, которые повлияли на жизнь в русской глубинке и повлекли утрату многих населенных пунктов. Это привело к увеличению городского населения и резкому сокращению сельского в отличие от царской России, в которой крестьяне составляли 85% населения.

Последствия процессов, начавшихся в 30-х годах с коллективизации, объединение малых деревень в центральные хозяйства, уничтожение «неперспективных» деревень в 60-х годах ощущаются до сих пор. С каждым годом всё больше деревень переходят в разряд нежилых и в самое короткое время «разрушенных».

Можем ли мы чем-то помочь, спасти свою «малую родину»? Мы можем сохранить память о ней для будущих поколений. Память для человека, как корни для дерева. И чтобы не засохли наши корни, мы должны заботиться о них.

 

Даниил Репов учится в 9 классе Вологодской областной кадетской школы. Несколько лет он увлеченно занимается изучением истории родного края. Итогом упорного труда стала победа в межрегиональном конкурсе при участии в научно-практической конференции «С наукой - в будущее», которая прошла в В.Устюге. Поздравляем автора и публикуем интереснейшие исследования (в сокращении).

 

Истоки

Конаниха входит в состав Нестеровского сельского поселения. Расстояние по автодороге до Сокола - 33 км, до Нестерова - 2,5 км.

Легенда о возникновении деревни передается из поколения в поколение. Она гласит: «В четырех километрах от деревни на северо-восток в глухом лесу было большое озеро, на котором обитали лебеди (сейчас озера нет, и жители его не помнят, но есть болото, издавна именуемое Лебяжьим). Как-то охотясь около озера, сын знатного вельможи выпустил именную стрелу с надписью «Конан» из своего лука, и стрела вонзилась в могучего лебедя. Лебедь не умер, у него хватило сил взлететь вверх и пролететь со стрелой два километра через еловую чащу на юг. Он упал на поляну. Охотники обнаружили лебедя и решили построить домик на этом месте. Поляна была привлекательна: возвышеная, светлая, обрамленная березами. Так образовалось селение Конанково… Позднее оно перебазировалось на 2-3 километра на юго-запад, на более удобное место для жизни людей. Нынешнее название Конаниха произошло от названия Конанково» (из тетради воспоминаний В.В.Катанова).

Со слов старожилов о том, что селение было, свидетельствовали следы полос пашни, загоны, борозды, а на расстоянии полкилометра к северу - следы захоронений, признаки могил. Жители это место называли «могильником».

В исторических источниках первое упоминание о деревне, как о поместье Демиха (Конаниха) Грибцовской волости Вологодского уезда, относится к 1628 году. Правовая принадлежность крестьян – светская вотчина. В исторических источниках название звучало по-разному. По сведениям 1859 года, Конаниха насчитывала 24 двора с населением 126 человек и относилась к Кадниковскому уезду. В 1908-1910 гг. число жителей составляло 174 человека и относились они к Грибцовской волости Кадниковского уезда. В 1926 году был 41 двор, 163 человека относились к Вологодскому округу, Свердловскому району, Нестеровскому сельсовету.

 

До войны

На начало 1930 года деревня считалась многодворной, 45 домов и 222 жителя: Катановы – в 9 домах; Громовы, Захаровы – в 4 домах; Цыбановы, Акимовы, Пименовы и Беловы – в 3 домах; Клюквины, Фокины и Шабуновы – в 2 домах; Левины, Софроновы, Ефремовы, Ваничевы, Платоновы, Соколовы, Староверовы, Матюшовы, Серышевы и Лобановы - по 1 дому. В деревне, от горы к лесу, тянулись параллельно три улицы, на них три порядка домов и три дома на задворках Задней улицы, близ дороги. Еще одна короткая улица - за ручьем. Действовали 15 колодцев, 2 пруда и родник с ключевой водой. Под горой протекала Бохтюга. С южной стороны - межгорный распадок длиной 150-200 метров, по дну которого бежит ручей Ястребка, текущий из леса и впадающий в Бохтюгу. Вокруг - 70 га пахотной земли. На окраине стояли рубленые 12 хлебных амбаров и 12 гуменников с овинами. Также были две ветряные мельницы и две толчеи.

Моя бабушка Н.А.Репова вспоминает, что большинство домов были двухэтажными, опушенными, 4-5 окон по фасаду. Все жилые и хозяйственные помещения построены в один вытянутый прямо-угольный сруб, перекрытый одной общей двускатной кровлей. Жилая часть обращена на улицу и выходит на фасад дома, а крытый двор с хозяйственными постройками – уходит на задворки. У многих дворов был большой крытый «зъезд» на верхний сарай - наклонный настил бревен на подпорах. По нему, заканчивающемуся площадкой, заезжала лошадь, зимой запряжённая в сани, а летом - в телегу. В доме все компактно и приспособлено для ведения хозяйства: и в дождь, и в холод, не выходя на улицу, можно было «обрядить» скот, выполнить другие работы. В период коллективизации большинство домов перестроили на одноэтажные пятистенки.

Главный праздник деревни 19 августа - День Преображения Господня. В этот день около дома №6 на Передней улице устанавливались иконы, принесенные из деревенской часовни (была разрушена, сейчас на месте часовни только камни). Приезжал отец Афанасий и дьякон отец Николай из Ильинской Грибцовской церкви и начинался молебен. По окончании молебна был крестный ход с иконами вокруг ближайшего поля. В этот день устраивались большие гулянья, люди пели и плясали (из тетради воспоминаний В.В.Катанова).

 

В начале XX века

В 20-х годах прошлого века Нестеровский сельсовет насчитывал 27 деревень.

В д.Нестерово находился комитет крестьянской взаимопомощи, 1 торговое заведение, врачебная амбулатория, школа первой ступени (4 класса). В д.Чепурово создалась кружевная артель. Из рассказа Василия Белова, жителя деревни Конаниха, опубликованного в газете «Красный Север» № 206 от 07.09.1924 года: «А рожь из полей почти убрана уже. Ячмень и овес тоже дожинаем. Вот пшеница, та зелена, еще и не начинали жать. Со льном нынче скоро управимся – он уж у баб на лугу лежит – белится… Картофель – плох. Кое-где копать начали… В прошлое воскресенье, 23 августа, в нашем сельсовете свершилось большое событие – организовалась комсомольская ячейка… Пока девять ребят вошло. Комсомольцы затевают открыть избу-читальню. Уже выписали две газеты…».  

Народ в деревне трудолюбивый. Все мужчины занимались катанием валенок (катаников) в специальном доме, который называли «катка». Лучшим катальщиком в округе считался Николай Соколов. Михаил Фокин был хорошим бондарем. Изготовлял бочки, катки, шайки. Славились жители деревни и изделиями из бересты: полоски предварительно красили масляной краской и украшали сусальным золотом. Оригинальные и прочные изделия продавались на ярмарках. Многие мужчины владели плотницким ремеслом и каждый год, с осени до Рождества, уходили на заработки за пределы своего района.

Женщины с малых лет плели кружева, сдавали работу в кружевную артель. Собирались и плели по очереди в каждом доме. Работали весело, с песнями и частушками. Самой голосистой была Александра Громова. Ни один праздник не обходился без её песен… Об этих фактах мне поведала моя бабушка.

Основной доход крестьян все же был от собственного хозяйства. Осенью ездили на поезде со станции Морженга в Харовскую продавать овощи со своих огородов. Братья Цыбановы, Александр Катанов и Константин Громов были заядлыми рыбаками. На Бохтюге ловили бреднем щук, окуней и сорожек. Все семьи держали скот. Имелось 65 коров и 35 рабочих лошадей. На летний период нанимали пастуха. Создавшиеся артели Промкооперации закупали у крестьян молоко, шерсть и кожу прямо на местах в деревне.

30 января 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Крестьян принуждали записываться в колхоз. Председателем его стал малограмотный Иван Иванович Пименов – активист сельсовета и член совета бедноты. Многие зажиточные крестьянские хозяйства были раскулачены, имущество и скот изъяты, перевезены в сельсовет и там продавались на торгах. В деревне были раскулачены хозяйства Михаила Фокина и Василия Белова. Беловы имели свою лавку в деревне. Во время раскулачивания забрали их дом под контору, а Беловы перебрались жить в зимовку. У Василия Платонова двор отпилили по самые сени. Это происходило несколько месяцев, пока не вышла в свет статья И.В. Сталина «Головокружение от успехов. К вопросам колхозного движения» в газете «Правда» 2 марта 1930 года. После выхода директивной статьи колхозы распались, скот разобрали по своим дворам. Раскулаченные хозяйства восстановлены в правах и реабилитированы правительством. Имущество, которое уцелело, возвращено.

Продолжение следует


(4 Голосов)

Новые статьи:
Похожие статьи:

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

В комментариях ЗАПРЕЩЕНО: Оскорблять чужое достоинство, проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь, употреблять ненормативную лексику, мат, публиковать объявления рекламного характера.
По мере возможности, придерживайтесь правил русского языка. Старайтесь не делать грамматических ошибок.
За нарушение правил ваш комментарий будет проигнорирован!

Защитный код
Обновить

Электронная подписка

 

Цена полугодовой подписки - 220 руб. 

Подробности
по тел. 2-20-70

Реклама

Реклама

Место для вашей рекламы

обращаться
по телефонам:
2-43-48; 2-54-07

Расценки

Праздники

Информер праздники сегодня