1941-й... небо над Соколом |
![]() |
![]() |
04.12.2015 |
Время стирает из памяти подробности событий, делая их не такими острыми и страшными, какими они были на самом деле. 22 июня 1941 года. Так же светило летнее солнце, пели птицы, воздух был наполнен ароматом цветов. Но вместе с ним над людьми, собравшимися на площади, в воздухе нависло что-то тяжелое, ужасающее, от которого невозможно ни спрятаться, ни скрыться. Война! Оцепеневшие от страшного известия люди не могли полностью осознать случившееся. Когда прошел первый шок, действия сокольчан были разные. Кто-то сразу шел в военкомат, кто-то на работу, хотя был выходной, а кто-то в панике ринулся в магазин. Но первых было больше. На Железнодорожной улице у военкомата выстроилась длинная очередь. Начались будни военного лихолетья. И несмотря на то, что Сокол считался тыловым городом, почти сразу один за одним выходят приказы, характерные для военного времени. Например, о светомаскировке. Печатаются указания по ликвидации неразорвавшихся фугасных авиабомб, дегазации населенных пунктов, организации противохимической защиты. Введена обязательная подготовка населения к противохимической и противовоздушной обороне граждан в возрасте от 16 до 60 лет. Для этого же возраста введена трудовая повинность на оборонных укреплениях и лесозаготовках. Согласно приказу по противовоздушной обороне по г.Соколу № 9 от 31 июля 1942 года в двухсуточный срок всем руководителям предприятий, учреждений, жильцам домов предписывалось оклеить все стекла; руководителям предприятий одну треть состава унитарных команд перевести на казарменное положение; в темное время суток запрещалось курить на улице. Запрещались гудки предприятий. Было установлено круглосуточное дежурство на предприятиях, в учреждениях, по улицам и поселкам с 20 часов до 7 часов утра. В соответствии с Постановлением Совнаркома РСФСР от 10 июля 1941 года создается система местной противовоздушной обороны (МПВО). В связи с угрозой воздушного нападения на Сокол с 18 часов 25 июля 1941 года объявлено угрожающее положение (приказ № 1 от 24.07.1941 г. по Сокольскому гарнизону). Создаются группы самозащиты, строятся бомбоубежища и укрытия (по данным на 1.01.1942 г. в Соколе было 36 бомбоубежищ на 2295 человек). Из воспоминаний Н.Кихтяниной: «Мы жили на улице Инженерной. Я шла в школу, когда услышала рев низко летящего самолета. Взглянула вверх, увидела самолет с немецкими опознавательными знаками, в нем - двух летчиков и ствол пулемета… Я напугалась, заплакала и побежала домой». Жители Сокола на себе вплотную испытали «прелести» угрожающего положения. Пустынные улицы: темные, грязные, периодически раздираемые сигналами воздушной тревоги. Торопливая походка, озабоченные, суровые лица и застывший в глазах вопрос: «Неужели это надолго?» Северная железная дорога на Архангельск имела важное военно-стратегическое значение в снабжении северо-западных фронтов, в перевозке грузов, людской силы, эвакуированных. Поэтому она находилась под пристальным вниманием противника. Бомбить ее начали с первых дней войны. 29 июля 1941 года немецкие самолеты осуществили первую бомбардировку. Они резко участились в октябре. В то время СЖД защищали отдельные подразделения ПВО и 2 полка 148-й истребительной авиационной дивизии. К 1 декабря противнику удалось вывести из строя 13700 погонных метров пути, 4 восстановительных поезда, 42 паровоза, разрушено 5 железнодорожных мостов, 117 зданий. При бомбардировках убито 430 человек, ранено 590. В Соколе при бомбардировках человеческих жертв не было. Но бомбежке были подвергнуты железнодорожный мост, станции Сухона, Морженга, Волонга. 14.10.1941 года. 9 часов 30 минут. Два самолета сбросили 5 бомб на станцию Морженгу. Были разрушены 1-й и 2-й пути в 3 местах, разбиты 4 вагона. Прервана связь. В это же время на станцию Печаткино сброшены 4 бомбы: 2 взорвались на путях, разрушив пакгауз, две бомбы не взорвались. В районе моста у станции Сухоны сброшено несколько бомб. Мост остался невредим, но был обстрелян из пулемета. 10 часов 20 минут на 16.10.1941 года в 10 час. 55 минут сброшена бомба на станцию Морженгу и три - на перегоне Морженга-Волонга. Из воспоминаний Н.С. Попова, очевидца тех бомбежек, во время войны жившего с матерью на станции Морженге: «Было очень страшно, на станции все горело, низко летали фашистские самолеты, виден был летчик в шлеме и очках, казалось, что стреляют по нам…» 28.10.1941 года бомбили станцию Сухону. Одна бомба не взорвалась, а вторая повредила частный дом. Вспоминает Р.К.Балмасова. «Я училась в 1 классе школы № 6. Класс был на 2 этаже. Шел урок. Вдруг раздался сильный грохот. Школу качнуло вначале в одну сторону, потом - в другую. С парт полетели и разлились чернила, повалились книжки, тетрадки. Рядом со школой было вырыто убежище, но мы побежали по домам. На площади стояли дежурные ПВО, которые нас останавливали и отправляли в чайную, где были железные двери и ставни. После отбоя воздушной тревоги нас отпустили по домам… Воронка от бомбы была очень большая…» Другая свидетельница тех событий Н.А.Ефимова во время бомбежки была на работе. Бомбежку они с подругой наблюдали, забравшись на высокое место на комбинате им. Свердлова. Гудели самолеты, грохотали зенитки. Было страшно, но интересно. Девчонкам было по 15 лет. Эту бомбардировку помнит и сокольчанин М.С.Молодцов, во время войны он был подростком. Семья Молодцовых жила в деревне Помельниково, недалеко от поселка лесозавода № 40. Когда налетели самолеты, мальчишки схватили ружья, оставленные отцами, ушедшими на фронт, и начали палить по самолету… дробью, понимая, что сделать ничего не могут. Но сильно велика была ненависть к врагу. В деревне стоял военный гарнизон, а в карьере были военные склады. Боялись, что бомбы попадут в них. Но все обошлось. 22 октября было принято постановление Бюро обкома ВКП(б) и облисполкома о создании Вологодского и Череповецкого комитетов обороны. В нем, в частности, говорилось, что создан он «…в интересах сосредоточения всей военной и гражданской власти и установления строжайшего порядка в городах Вологде, Череповце, Сокольском районе, представляющих ближайшие тыловые районы фронта». 19 ноября 1941 года Ставкой Верховного главнокомандования издан приказ о формировании череповецко-вологодского дивизионного района ПВО со штабом в Вологде. Перед ним была поставлена задача обеспечения силами артиллерии и истребительной авиации охраны железнодорожных мостов и сооружений. По приказу штаба ЧВДР от 02.12.1941 года 655-я отдельная зенитная пулеметная рота должна одним взводом (встроенные установки) оборонять аэродром в Соколе. Во время войны аэродром располагался между деревней Ершово и лесом. Капониры для самолетов длительное время сохранялись и после войны. Сейчас это место застроено. Одним взводом (встроенная установка) предполагалась охрана железнодорожного моста у станции Сухоны. 19.01.1942 года штаб ЧВДР отдал приказ о развертывании в Соколе первой роты 106-го отдельного батальона ВНОС. 29.06.1942 года 655-я зенитно-пулеметная рота снята с позиций в Вологде и убыла в Сокол с задачей оборонять мосты через Сухону и Кубену. В состав роты включен 767-й отдельный зенитно-пулеметный взвод, стоящий у Шеры. 26.10.1942 года 20-я отдельная батарея малокалиберной зенитной артиллерии передислоцируется из Вологды в Сокол. 08.05.1943 года взвод 2-й батареи 413-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона стал на основные позиции противовоздушной обороны города Сокола и завода им. Свердлова (Сухонский ЦБК), на котором были склады артиллерийский и взрывоопасных веществ. Зенитно-пулеметный взвод состоял из трех отделений, в каждом из которых был один офицер, три сержанта, 12 рядовых. На вооружении взвода были три зенитных пулемета калибра 7,62. По воспоминаниям старожилов Сокола, военные стояли у моста, по обе стороны, в Карпове на двух-этажном доме Васиных была сделана площадка, на которой размещалась небольшая зенитка. Военные стояли и в овраге, как раньше его называли - в межнике, между улицей Суворова и Сухоной (где сейчас комсомольский парк, за книжным магазином). Во время войны строений там не было из-за болотистой местности. По воспоминаниям Л.С.Стархова и П.Н. Кочуриной (живших неподалеку от этого места), там были вырыты землянки и траншеи. Стояли орудия. Служили в основном девушки. Как рассказывает В.Н. Груздев, на крыше Дома Советов на помосте стоял спаренный пулемет. Наверное, орудия по противовоздушной обороне размещались и в других частях города. Северная железная дорога привлекала внимание фашистов в течение всей войны. 24 января 1943 года противник неопознанным самолетом произвел ночной полет с выброской парашютистов-диверсантов в районе Белое озеро-Кубенское озеро-Сокол-Кадников. Недалеко от Б.Села (Кадниковский сельсовет) задержали диверсанта, который показал, что их было двое. Второй был найден мертвым. Им была поставлена задача - разведка Северной железной дороги на участке Вологда-Архангельск. Отгремела Великая Отечественная война. Но и после она нет-нет, да и дает о себе знать. 36 лет пролежала неразорвавшаяся бомба на сокольской земле. Ее нашли дети в сентябре 1977 года возле моста. Ребята унесли свою «находку» домой. И что они с ней только ни делали. И, наверное, чудо спасло ребятишек от трагедии. Бомбу отобрали, с большими предосторожностями вывезли и взорвали. Взрыв был такой силы, что срезало березу, как тростинку. 15 мая 2013 года была найдена неразорвавшаяся бомба у клумбы рядом с автостанцией. Наверное, она была привезена вместе с землей, которую брали у моста. 82-миллиметровый минометный снаряд оказался пустым, без взрывателя, и опасности не представлял. За 70 прошедших лет заросли блиндажи и траншеи - свидетели героической защиты Сокола от налета фашистской авиации. Не допустили офицеры и солдаты Красной Армии разрушения города и человеческих жертв. Но о них, защитниках нашего города, кроме номеров частей ничего не известно. Наталия ЧУЕВА В написании использованы материалы и документы сокольских архива и музея: газета «Сухонский ударник» за 1941-45 гг.; Г.А. Акиньхов, «Вблизи фронтов», справочник-путеводитель и «Северная прифронтовая»; «Книга памяти Вологодской области», заключительный том. (1 Проголосовало) Новые статьи:
Похожие статьи:
|