Последние комментарии

Все комментарии
Инга Чурбанова: «У литобъединений будущее есть» Печать E-mail
04.06.2016

И.Чурбанова.В литературных справочниках и словарях статьи о творчестве Инги Чурбановой, как правило, начинаются фразой «Дочь поэтессы Ольги Фокиной». А уж потом - о достижениях самой Инги Александровны: с золотой медалью окончила школу, с отличием – филфак Вологодского пединститута, поступила в аспирантуру при МПГУ им. Ленина, защитила кандидатскую диссертацию , выпустила несколько книг, стала членом Союза писателей России и т.д. И то, что уже давно является не просто «дочерью Фокиной», а вполне самостоятельной фигурой в вологодском литературном пространстве, - состоявшийся факт.

Помимо собственного творчества Инга Александровна занимается важным делом - литературным наставничеством: руководит вологодским поэтическим сообществом «Красная палатка» при театре-студии «Сонет». Подопечные Инги Чурбановой выступают перед читателями в разных районах Вологодчины. Нынешней весной участников сообщества «Красная палатка» принимала у себя в гостях Сокольская центральная библиотека, где и состоялся наш разговор с Ингой Чурбановой.

- Инга Александровна, первый вопрос, который мне хотелось бы задать, касается Вашей творческой биографии. Вы соединяете в себе поэта и учёного – это достаточно редкий синтез. Одно другому не мешает?

- Конечно, мешает. Приходится перестраиваться. Но здесь ещё нужно учитывать вот что: например, когда мы исполняем музыку, то левой рукой играем одно, правой – другое, а в итоге получается произведение. Моя литературоведческая специальность очень помогает, а когда хочется отвлечься от неё, тогда и получаются стихи. Моя диссертация была посвящена такому жанру, как венок сонетов. Кстати, для доказательства своей гипотезы мне пришлось приложить собственные произведения, написанные в этом жанре.

- Вы поэт или поэтесса? Женская поэзия, на Ваш взгляд, существует?

- Когда мы говорим о поэзии, вряд ли можно разделять её по гендерному принципу. Но читая слушателям лекции по психологии, я обращаю внимание на то, что женщине в современном мире очень трудно сохранять высокую самооценку, женственность, поскольку жизнь непростая. В этом весь мой «феминизм».

По поводу женской поэзии... Действительно, сложился стереотип, что многие женщины занимаются литературным творчеством как рукоделием, относясь к этому легковесно. С моей точки зрения, такое отношение к поэзии неприемлемо. Поэзия – дело глубокое и серьёзное.

- А когда Вы почувствовали себя поэтом?

- До сих пор не почувствовала. Мама у меня поэт, и я к этому званию отношусь очень серьёзно.

- Раз уж Вы заговорили о маме, то давайте раскроем тему «Ольга Фокина и Инга Чурбанова».

- Мама остаётся моим лучшим другом, наставником. Может быть, это как раз и мешает, поскольку, как говорят психологи, нужно вовремя сепарироваться, но я до сих пор считаю, что у меня человека ближе мамы нет.

А вообще мама открыла для меня другой мир – жизнь высшего литературного эшелона. Сейчас вспоминаю, как в детские годы мне пришлось бывать на съездах Союза писателей, я здоровалась за руку с Робертом Рождественским, вместе с Юлией Друниной была в походах по Крыму. Мои родители дружили с Николаем Рубцовым, когда он умер, я была на гражданской панихиде в Доме художника и заблудилась там...

- На мой взгляд, Ваше творчество с поэзией Ольги Фокиной роднит музыка стиха. Вы обе широко используете приёмы звукописи.

- Ольга Александровна напевала и напевает свои стихи. И мне это очень близко. Другое дело, что у меня, может быть, немного отличается музыка в стихах, но я думаю, что она тоже интересная.

- Когда читаешь Ваши стихи (начиная с дебютного сборника «Блёсны»), то не покидает постоянное ощущение диалога между Вашими текстами и тестами других авторов. Эта интертекстуальность сознательна?

- Наверное, бессознательна. Иногда хочется избежать этого, но не получается. Вам, наверное, известна постмодернистская концепция о гипертексте. Я как филолог выросла в мире, пропитанном созвучиями, рифмами, строчками, цитатами. Но в моих стихах это не стремление сослаться на того или иного автора, а тоже жизнь. «Мой дядя самых честных правил» – это не цитата из Пушкина, а в большей степени факт жизни. Для нашего поколения факты литературы становятся фактами жизни. Пушкин, Тютчев, Лермонтов – это то, чему мы внимали, что называется, «с младых ногтей».

- Нарисуйте портрет Вашего читателя.

- Мне кажется, моего читателя сложно разделить по гендерному принципу. Вполне определённо могу сказать, что мой читатель не ребёнок (хотя у меня есть несколько детских стихотворений), а взрослый человек. Больше по поводу портрета трудно что-то сказать.

- Вопрос к Вам как руководителю литературного объединения. В одном из своих интервью Вы предлагаете условную классификацию ЛиТО областной столицы. А чем, по Вашему мнению, отличаются литобъединения в районах?

- Мне кажется, что ЛиТО в глубинке более органичные. Это как школьная хрестоматия по литературе: там и стихи, и басни, и проза... Крупные литобъединения более специализированные: например, люди разной стилистической ориентации в одном ЛиТО чувствуют себя неуютно и могут перейти туда, где им творчески комфортнее. В районных ЛиТО, как правило, такой возможности нет. Но, с другой стороны, это преимущество таких ЛиТО, которые, на мой взгляд, более жизнеспособны: у них нет опасности выродиться.

- То есть у ЛиТО как своеобразного феномена провинциальной литературной жизни есть будущее?

- Да. Сейчас литобъединения становятся местом не только учёбы, но и просто общения. Здесь творческие люди находят собеседников, с которыми можно говорить на одном языке. Это часто бывает ценнее, чем собственно получение знаний.

Беседовал Артём КУЛЯБИН 


(0 Голосов)

Новые статьи:
Похожие статьи:

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

В комментариях ЗАПРЕЩЕНО: Оскорблять чужое достоинство, проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь, употреблять ненормативную лексику, мат, публиковать объявления рекламного характера.
По мере возможности, придерживайтесь правил русского языка. Старайтесь не делать грамматических ошибок.
За нарушение правил ваш комментарий будет проигнорирован!

Защитный код
Обновить

Электронная подписка

 

Цена полугодовой подписки - 220 руб. 

Подробности
по тел. 2-20-70

Реклама

Реклама

Место для вашей рекламы

обращаться
по телефонам:
2-43-48; 2-54-07

Расценки

Праздники

Информер праздники сегодня