Последние комментарии

Все комментарии
Дорога к храму Печать E-mail
01.11.2016

«Автопортрет», П.Тюрин.Наш земляк Платон Тюрин первым из вологодских художников был удостоен звания академика живописи.

 

От крепостного до академика

7 ноября 1816 года в селе Архангельском Вологодского уезда в семье крепостного Семёна Тюрина родился сын Платон. В возрасте шести лет мальчик остался сиротой и был определён на воспитание к барскому столяру Игнату. В его мастерской на месте, вырванном из подвернувшейся книги, и нацарапал углём Платошка свой первый в жизни рисунок.

Потом пришло и настоящее увлечение. Немало карандашных и акварельных набросков сделал сын крепостного, прежде чем попался на глаза отставному полковнику Александру Тарасову, приехавшему погостить к владельцу села Архангельского, своему бывшему сослуживцу и тёзке помещику Александру Холмову.

Эта случайная встреча и решила судьбу крепостного художника. Выкупив Платона у своего друга за двести рублей, Тарасов взял его в Санкт­Петербург, а там и вовсе дал вольную. Вот так и получилось, что Платону Тюрину шёл уже тридцатый год, когда он был принят вольноприходящим учеником в Санкт­Петербургскую академию художеств.

Трехгодичное пребывание в стенах этого учебного заведения дало право на звание неклассного художника. А ещё через десять лет за написанный Тюриным «Автопортрет» Академия художеств включила его в список своих академиков.

 

В Архангельском и Вологде

...И вот он снова у себя в Архангельском. Хотя крепостное право и отменено, здесь мало что изменилось. Только вместо умершего помещика имением теперь владела вдова статского советника Золотилова, своенравная и властолюбивая женщина. С её воспитанницей белошвейкой Агнией Карабановой и познакомился Тюрин. Правда, вдова ни за что не хотела расставаться со своей портнихой, но он тайно обвенчался с полюбившейся девушкой и увёз её в Вологду.

Вновь прибывшим художником заинтересовался епископ Палладий и даже заказал ему свой портрет. Именитые вологжане, казалось, только и ждали этого. С подобными просьбами тут же обратились губернатор и предводитель дворянства.

 

Пропавшие картины

Живя в Вологде, Тюрин задумывает и создаёт две больших картины из истории края. Темой первой из них – «Убиение Глеба Святославовича» – послужил поход 1078 года этого новгородского князя со своей дружиной с целью собрать дань с местных жителей. Вторая получила название «Изгнание Дмитрия Прилуцкого» и изображала восстание вологодских крестьян против сплотившихся вокруг этого старца монахов, решивших обосновать монастырь на реке Комёле и тем самым взять под свой контроль близлежащие земельные угодья.

Сначала художник намеревался отправить обе картины на академическую выставку в Санкт­Петербург, но приехавший в Вологду великий князь Алексей Романов, посетив мастерскую Тюрина, отозвался о них отрицательно, упрекнув автора в непростительном свободомыслии. Злополучные «вольные» картины стали своеобразным сигналом и к уменьшению заказов Тюрину.

Эти трагические дни в своей жизни художник запечатлел в «Автопортрете с семьёй». На его усталом лице застыло горькое выражение. На лоб свисают волосы, тронутые сединой. На коленях облокотившегося на простенький дощатый стол Тюрина пристроилась дочь Софья. Рядом сидит его жена Агния, ещё молодая женщина, в руках которой кружевное шитьё. И от всего этого веет грустью, выдающей тревогу за завтрашний день.

Одним из тех, кто ещё мог увидеть своими глазами упомянутые выше картины исторической тематики П.С.Тюрина, был вологодский краевед С.В.Клыпин. Кстати, уже в советское время. Затем, как бы подтверждая этим известную русскую пословицу «Что имеем ­ не храним, потерявши – плачем», они вдруг совершенно непростительно для того круга лиц, которым следовало заботиться об их сохранности, исчезли с обозримого горизонта. И, по­видимому, навсегда.

 

Иконы для храма

«Сорок лет строилось на народные деньги (сбор пожертвований) грандиозное архитектурное сооружение – храм Христа Спасителя, ­ говорится в «Письмах из Русского музея» известного советского писателя Владимира Солоухина. – Он строился как памятник знаменитому московскому пожару, как памятник непокорённости московской перед сильным врагом, как памятник победы над Наполеоном. Великий русский художник Василий Суриков расписывал его стены и своды. Это было самое высокое и самое величественное здание в Москве. Его было видно из любого конца города. Здание не древнее, но оно организовывало наряду с ансамблем Кремля архитектурный центр нашей столицы».

И что же? Взорвали! Опять то же самое: «Что имеем – не храним...» Теперь позволим себе дополнить Владимира Солоухина. Над созданием интерьера храма Христа Спасителя трудился не один Василий Суриков, но и многие другие художники. В их числе – В.Маковский, К.Горбунов, Г.Виллевальде и Платон Тюрин.

 

В фондах Санкт­Петербурга и Вологды

Принять участие во внутреннем обустройстве такого неповторимого памятника русского зодчества, как храм Христа Спасителя, значило сохранить имя не только для ближних потомков, но и на гораздо более длительный срок. Прекрасно понимал это и наш земляк, выполнивший для него 34 иконы одиночных святых.

Однако приступы изнурительной болезни у Платона Тюрина всё учащались, заставив его окончательно слечь в постель. А летом 1882 года его не стало. Похоронен художник на Горбачёвском кладбище в Вологде. На чугунном надгробии выбита надпись: «Императорской академии художеств – академик живописи портретной и исторической – Платон Семёнович Тюрин».

Сохранившиеся изобразительные работы нашего земляка находятся в фондах Государственного Русского музея в Санкт­Петербурге, а также в фондах областной картинной галереи и музея­заповедника в областной столице. Известен он и как исполнитель настенных росписей в ряде церквей Вологды, а также Михайло­Архангельской церкви на своей малой родине.

Подобно многим талантливым выходцам из простого народа, Платон Семёнович Тюрин, хотя и добившийся упорным трудом звания академика живописи, так и не смог в полной мере реализовать своё незаурядное дарование. Да и многое из того, что ему удалось осуществить, по злой иронии судьбы и из­за равнодушия людей, безразличных к истории Отечества, было уничтожено или бесследно исчезло.

Подготовил Николай ДАНИЛОВ

 

В честь академика из народа

Но имя Платона Тюрина не должно исчезнуть из памяти народной. Это один из самых выдающихся художников XIX столетия. Его наследие последовательно и системно изучается, особенно на протяжении последних десятилетий. Большую роль в популяризации творчества нашего земляка сыграла вологодский искусствовед Мира Даен. С 80­х годов прошлого века регулярно проводятся научные конференции, нацеленные на всестороннее изучение наследия Тюрина.

К 200­летию нашего земляка в начале ноября на базе областной библиотеки пройдёт конференция «Академик Императорской Академии художеств Платон Семёнович Тюрин и культура вологодского края XIX века», в рамках которой планируется обсудить большой круг вопросов, связанных с особенностями провинциальной культуры позапрошлого столетия. 


(2 Голосов)

Новые статьи:
Похожие статьи:

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

В комментариях ЗАПРЕЩЕНО: Оскорблять чужое достоинство, проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь, употреблять ненормативную лексику, мат, публиковать объявления рекламного характера.
По мере возможности, придерживайтесь правил русского языка. Старайтесь не делать грамматических ошибок.
За нарушение правил ваш комментарий будет проигнорирован!

Защитный код
Обновить

Электронная подписка

 

Цена полугодовой подписки - 220 руб. 

Подробности
по тел. 2-20-70

Реклама

Реклама

Место для вашей рекламы

обращаться
по телефонам:
2-43-48; 2-54-07

Расценки

Праздники

Информер праздники сегодня