«Привет вам, дедовы места» |
![]() |
![]() |
28.01.2019 |
Вологжане знают Виктора Коротаева как замечательного поэта, но мало кому известна его проза (за исключением, пожалуй, «Козырной дамы»). Первый прозаический сборник Коротаева «На свидание» вышел в 1978 году в Москве 200-тысячным тиражом. Основная масса тиража пополнила библиотечный фонд страны, остальные поступили в розничную продажу – в книжные магазины крупных городов. В нашем доме сборник появился в декабре 1978 года, он был куплен в Москве в качестве подарка матери. Книга стала настольной: её читали и стар и мал. Очень удачно (на мой взгляд) оформлена обложка. Три избы подсказывают читателю деревенскую тематику. А озеро с парой лебедей у местных жителей ассоциируется с Озёрным болотом около Липовицы. В сборник вошла повесть «Золотое донышко» и 12 рассказов. В семи из них отражена жизнь чучковского края: встречаются имена и прозвища реальных людей, упоминаются названия местных деревень. Для меня эти произведения особенно дороги, поскольку я жила неподалёку от Липовицы. <...> Наш земляк Александр Романов в одном из своих выступлений подчёркивал: «Посудите сами: у каждого из нас есть своя родная деревня, как главный корень, откуда мы все проросли. У Виктора Астафьева – деревня Овсянка, у Василия Белова – Тимониха, у Ольги Фокиной – Корнилово, у Виктора Коротаева – Липовица…» Действительно, Липовица стала для Коротаева поэтической колыбелью, источником сюжетов для стихов и рассказов (не случайно деревня дала «имя» одному из первых сборников поэта). В ней прошло его босоногое детство, оставившее в памяти яркие жизненные впечатления. Он жадно прислушивался к разговорам седобородых деревенских стариков, набирался житейской мудрости, учился понимать нужды и заботы сельских жителей. Даже своей внешностью поэт сливался с образом липовских мужиков: крепок, коренаст, широкоплеч, музыкален, общителен, любил сапоги-бродни и клетчатые рубашки. <...> Каждый приезд в Липовицу готовил поэту встречи с героями будущих рассказов, в которых чувствовалась генетическая связь поэта с малой родиной. Стремление всё увидеть и запечатлеть с малейшими подробностями превращало его произведения о деревне в замедленную «киносъёмку», дававшую возможность читателю прочувствовать духовную глубину каждого из героев рассказов, лучше понять их слова и поступки. Коротаев берёт из судеб людей небольшие эпизоды, но пропускает их через своё душевное сито, что позволяет читателю проникнуть за видимую оболочку явлений, осмыслить их философски, найти связи и причины тех или иных событий в обществе. Ничего в деревне не давалось без труда. О каких бедах и чаяниях народа повествует коротаевская проза? На чем останавливает свой взгляд писатель? В рассказе «Стояли две сосны» очень простой (можно сказать, бедный) сюжет. Трое геологов-проходимцев обрубили ветви и у могучих сосен, чем погубили их. Но эти сосны служили не одному поколению людей, были ориентиром для всех заблудившихся среди болот. Росли они на взгорье, и красота их видна из многих деревень. Сосны считались местной достопримечательностью, и место, где они росли, деревенские люди до сих пор называют «Сосенки». Рассказ «Стояли две сосны» - плач-реквием народа о погубленной красоте. Людей не покидает чувство вины: не досмотрели, не уберегли лесных красавиц. Автор оставил для читателя открытым вопрос: «Почему на месте погубленных сосен не приживаются вновь посаженные?» Рассказ «Стояли две сосны» обозначил актуальную во все времена тему взаимоотношений человека и природы. Губятся вековые леса лесорубами-проходимцами, и плачут пни янтарными слезами о своих вершинах. В рассказе «С луком» Коротаев пишет о деревенском безденежье, нищенском существовании людей в обмен на непосильный труд в колхозах. Александр Романов об этом труде говорил так: «…До исступленья, до ломоты, до ста потоков вдоль спины…». Колхозники работали за «палочки» (трудодни), денег не получали. Они не имели возможности купить одежду, обувь, железную посуду для ведения своих хозяйств. Многие деревенские мужики уходили работать в лесопункты, где за свой труд получали деньги. Сколько в округе рассказано историй о разных приключениях сельских жителей в городах, куда они ездили с луковыми ношами, чтобы обменять этот тяжёлый ходовой товар на деньги (вспомним эпизод из беловского «Привычного дела», когда Иван Африканович и Митька отправляются в город с луком). В рассказе «С луком» Коротаев пишет о том, как вдова Парменовна тоже «канителится» с луком, чтобы обменять его на деньги. Заголовок можно трактовать шире: с луком - значит с деньгами, хоть и небольшими. Кирилловна, героиня рассказа «Всех жаль», констатирует: «Одного луку по восемь мешков наживали с огорода…» А это в безденежное время считалось большим богатством. Отсутствие денег приводило к нехватке обуви. На всякое ремесло по изготовлению сапог, валенок был наложен запрет как на незаконное обогащение. После войны многие деревенские жители ходили в лаптях. В рассказе «Всех жаль» старушка Кирилловна хлопочет о своей рваной калоше. Современному читателю сюжет может показаться слишком ничтожным. Но в те годы эта бытовая, казалось бы, проблема обострилась и была актуальна вплоть до 90-х годов прошлого столетия. Из-за отсутствия галош даже дети не ходили в школу.<…> Подробнее можно прочитать в № 6 "Сокольской правды" от 25.01.2019 Антонина БАЦ (0 Голосов) Новые статьи:
Похожие статьи:
|