Яндекс.Метрика

Последние комментарии

Все комментарии
«Привет вам, дедовы места» Печать E-mail
28.01.2019

В.Коротаев.(фото из архива «Сокольской правды»)В январе этого года нашему земляку, русскому поэту Виктору Коротаеву исполнилось бы 80 лет.

Вологжане знают Виктора Коротаева как замечательного поэта, но мало кому известна его проза (за исключением, пожалуй, «Козырной дамы»). Первый прозаический сборник Коротаева «На свидание» вышел в 1978 году в Москве 200-тысячным тиражом. Основная масса тиража пополнила библиотечный фонд страны, остальные поступили в розничную продажу – в книжные магазины крупных городов.

В нашем доме сборник появился в декабре 1978 года, он был куплен в Москве в качестве подарка матери. Книга стала настольной: её читали и стар и мал. Очень удачно (на мой взгляд) оформлена обложка. Три избы подсказывают читателю деревенскую тематику. А озеро с парой лебедей у местных жителей ассоциируется с Озёрным болотом около Липовицы. В сборник вошла повесть «Золотое донышко» и 12 рассказов. В семи из них отражена жизнь чучковского края: встречаются имена и прозвища реальных людей, упоминаются названия местных деревень. Для меня эти произведения особенно дороги, поскольку я жила неподалёку от Липовицы. <...>

Наш земляк Александр Романов в одном из своих выступлений подчёркивал: «Посудите сами: у каждого из нас есть своя родная деревня, как главный корень, откуда мы все проросли. У Виктора Астафьева – деревня Овсянка, у Василия Белова – Тимониха, у Ольги Фокиной – Корнилово, у Виктора Коротаева – Липовица…»

Действительно, Липовица стала для Коротаева поэтической колыбелью, источником сюжетов для стихов и рассказов (не случайно деревня дала «имя» одному из первых сборников поэта). В ней прошло его босоногое детство, оставившее в памяти яркие жизненные впечатления. Он жадно прислушивался к разговорам седобородых деревенских стариков, набирался житейской мудрости, учился понимать нужды и заботы сельских жителей. Даже своей внешностью поэт сливался с образом липовских мужиков: крепок, коренаст, широкоплеч, музыкален, общителен, любил сапоги-бродни и клетчатые рубашки. <...>

Каждый приезд в Липовицу готовил поэту встречи с героями будущих рассказов, в которых чувствовалась генетическая связь поэта с малой родиной. Стремление всё увидеть и запечатлеть с малейшими подробностями превращало его произведения о деревне в замедленную «киносъёмку», дававшую возможность читателю прочувствовать духовную глубину каждого из героев рассказов, лучше понять их слова и поступки.

Коротаев берёт из судеб людей небольшие эпизоды, но пропускает их через своё душевное сито, что позволяет читателю проникнуть за видимую оболочку явлений, осмыслить их философски, найти связи и причины тех или иных событий в обществе. Ничего в деревне не давалось без труда. О каких бедах и чаяниях народа повествует коротаевская проза? На чем останавливает свой взгляд писатель?

В рассказе «Стояли две сосны» очень простой (можно сказать, бедный) сюжет. Трое геологов-проходимцев обрубили ветви и у могучих сосен, чем погубили их. Но эти сосны служили не одному поколению людей, были ориентиром для всех заблудившихся среди болот. Росли они на взгорье, и красота их видна из многих деревень. Сосны считались местной достопримечательностью, и место, где они росли, деревенские люди до сих пор называют «Сосенки». Рассказ «Стояли две сосны» - плач-реквием народа о погубленной красоте. Людей не покидает чувство вины: не досмотрели, не уберегли лесных красавиц. Автор оставил для читателя открытым вопрос: «Почему на месте погубленных сосен не приживаются вновь посаженные?»

Рассказ «Стояли две сосны» обозначил актуальную во все времена тему взаимоотношений человека и природы. Губятся вековые леса лесорубами-проходимцами, и плачут пни янтарными слезами о своих вершинах.

В рассказе «С луком» Коротаев пишет о деревенском безденежье, нищенском существовании людей в обмен на непосильный труд в колхозах. Александр Романов об этом труде говорил так: «…До исступленья, до ломоты, до ста потоков вдоль спины…». Колхозники работали за «палочки» (трудодни), денег не получали. Они не имели возможности купить одежду, обувь, железную посуду для ведения своих хозяйств. Многие деревенские мужики уходили работать в лесопункты, где за свой труд получали деньги.

Сколько в округе рассказано историй о разных приключениях сельских жителей в городах, куда они ездили с луковыми ношами, чтобы обменять этот тяжёлый ходовой товар на деньги (вспомним эпизод из беловского «Привычного дела», когда Иван Африканович и Митька отправляются в город с луком).

В рассказе «С луком» Коротаев пишет о том, как вдова Парменовна тоже «канителится» с луком, чтобы обменять его на деньги. Заголовок можно трактовать шире: с луком - значит с деньгами, хоть и небольшими. Кирилловна, героиня рассказа «Всех жаль», констатирует: «Одного луку по восемь мешков наживали с огорода…» А это в безденежное время считалось большим богатством.

Отсутствие денег приводило к нехватке обуви. На всякое ремесло по изготовлению сапог, валенок был наложен запрет как на незаконное обогащение. После войны многие деревенские жители ходили в лаптях.

В рассказе «Всех жаль» старушка Кирилловна хлопочет о своей рваной калоше. Современному читателю сюжет может показаться слишком ничтожным. Но в те годы эта бытовая, казалось бы, проблема обострилась и была актуальна вплоть до 90-х годов прошлого столетия. Из-за отсутствия галош даже дети не ходили в школу.<…>

Подробнее можно прочитать в № 6 "Сокольской правды" от 25.01.2019

Антонина БАЦ


(0 Голосов)

Новые статьи:
Похожие статьи:

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

В комментариях ЗАПРЕЩЕНО: Оскорблять чужое достоинство, проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь, употреблять ненормативную лексику, мат, публиковать объявления рекламного характера.
По мере возможности, придерживайтесь правил русского языка. Старайтесь не делать грамматических ошибок.
За нарушение правил ваш комментарий будет проигнорирован!

Защитный код
Обновить

Электронная подписка

 

Цена полугодовой подписки - 220 руб. 

Подробности
по тел. 2-20-70

Реклама

Реклама

Место для вашей рекламы

обращаться
по телефонам:
2-43-48; 2-54-07

Расценки

Праздники

Информер праздники сегодня