Яндекс.Метрика

Последние комментарии

Все комментарии
Дорога на Шеру: экстрим по «стиральной доске» Печать E-mail
17.11.2011

Крик отчаяния местных жителей

- Это отдел сельской жизни? А дорога на Шеру - это сельская жизнь? Понимаем, что уже не раз к этой проблеме обращались, но просим ещё раз! Проехать до Шеры невозможно! Уже месяц грейдера не было, всю дорогу дождями размыло... Сколько ещё мучиться? А ведь говорят, что на нашу дорогу не раз выделяли деньги?! Почему ее не отремонтировали?
От имени односельчан и коллег по общему несчастью в редакцию обратилась Надежда Алексеевна Озерова, староста деревни Плишкино из Боровецкого поселения.
Жители практически всех деревень поселения зависят от межпоселковой дороги с грунтовым покрытием Сокол-Обросово-Шера. В течение всего года дорога оказывает непосредственное воздействие на местную экономику и соцкультбыт, на развитие местных предприятий, на качество оказания социальных услуг, в том числе медицинских, транспортных, торговых (по обеспечению продовольствием и другими товарами первой необходимости), на состояние здоровья людей и без-опасность окружающей среды.
Уже не первое десятилетие дорога находится в ужасающем состоянии. Весной и осенью люди страдают от распутицы, летом задыхаются от пыли проносящегося мимо них транспорта, в том числе большегрузного, зимой живут надеждами на местную власть, что у той хватит денег на расчистку дороги от снега. Добавьте к этому эффект «стиральной доски», который присутствует практически на всей трассе, и поймёте, что «SOS» местных жителей - это, действительно, крик отчаяния.

 

Ничейная...

В очередной раз разбираясь в проблеме, открыла интересный факт, который подтвердили все собеседники. Сегодня дорога на Шеру разделена на 2 части. Участок от Сокола до Обросова - примерно 7 километров - находится на балансе департамента дорожного хозяйства и автомобильного транспорта Правительства Вологодской области. Обслуживает этот участок филиал ОАО «Вологодавтодор» - Сокольское ДРСУ (директор Ю.Цыплёнков). 
Второй отрезок пути - 11 километров от Обросова до Шеры - на сегодняшний день ни за кем не закреплён и, соответственно, никем не обслуживается. Чиновники департамента дорожного хозяйства и автомобильного транспорта в свой балансовый реестр эту дорогу не включили. Не взяли на себя ответственность ни районная власть, ни местный муниципалитет. Это просто ничейная полоса. Область, район, поселение своей её считать не хотят. Лично меня такой подход к делу просто поразил.
Между тем эта дорога ведёт к десятку деревень - Большой Двор, Гуриево, Плишкино, Калиново, Капустино, Офимкино, Шачино, Турбаево, Судоверфь, Шера, где постоянно проживают более 40 человек, а с весны до осени, пока длится дачный сезон, и более сотни.
Среди жителей есть дети и старики, но и человеку в полном расцвете сил каждый день необходимы свежие продукты, в любой момент может понадобиться срочная медицинская помощь. Многим надо добираться до Сокола и обратно на работу, в больницу, в госучреждения или по иным нуждам. Но всегда ли смогут выдержать экстрим по грязи, лужам, глубоким колеям и «стиральной доске» кареты «скорой помощи», передвижные продуктовые лавки и рейсовые автобусы? Если и «да», то с большим трудом!

 

Исторический экскурс

Как рассказал старший госинспектор дорожного надзора ОГИБДД МО МВД «Сокольский» Александр Харитонов, дорога Сокол-Обросово-Шера строилась в несколько этапов в 70-80-е годы прошлого столетия. Задумывалась она не только как связующая нить между деревнями и районным центром, но и как транспортная ветвь для вывозки полезных ископаемых - песка, щебня, гравия - из местных карьеров, которые тогда начали активно разрабатываться. Но дело в том, что вместе с грунтовой автомобильной трассой для вывоза полезных минералов предусматривался и железнодорожный, и водный путь по Сухоне. Да и для автомобильного транспорта рассчитывались другие нагрузки - 6 тонн на ось. 
Сейчас железнодорожная ветка ликвидирована, водный транспорт практически не используется. А по дороге к песчаным карьерам и обратно идёт постоянный поток большегрузных автомобилей весом порой под 40 тонн.
Не удивительно, что дорога на Шеру практически всегда находится в разбитом состоянии, давно потеряла первоначальную форму. И выезжая из Сокола с асфальта улицы Луковецкой, сразу попадаешь в дорожный ад.

 

Меры принимаются, но...

Конечно, для поддержания дороги принимаются меры. Так, на период весенней и осенней распутицы вводится временное ограничение движения большегрузов. Очередной приказ департамента дорожного хозяйства и автомобильного транспорта датируется 14 октября 2011 года. Но соответствующие дорожные знаки работники Сокольского ДРСУ начали устанавливать лишь 26 октября, потеряв драгоценное время, за которое большегрузы нанесли огромный вред грунтовому покрытию. 
- По дорогам с асфальтобетонным покрытием есть нормативы и ГОСТы, согласно которым мы можем предъявлять требования. По дорогам с грунтовым покрытием правовая база отсутствует. Получается, мы бессильны, ничего требовать не можем, кроме расчистки дороги от снега и наледи зимой.
Доказать превышение грузоподъёмности тоже сложно. Нужна весовая контора, а она имеется только в Вологде, да и нацелена, в основном, на обслуживание трассы М-8 «Холмогоры» (Москва-Архангельск). А по дороге на Шеру движения меньше, хотя автобусные маршруты порой закрываем, когда создаётся реальная угроза жизни людей из-за плохого состояния дорожной сети, - прокомментировал ситуацию представитель госавтоинспекции Александр Харитонов.
Рассказывая о проблеме, глава сельского поселения Сергей Феоктистов сетовал, что из-за недостатка финансирования и плохого состояния автомобильного парка в ДРСУ почти месяц не проводилось грейдирование участка Сокол-Обросово, отчего эффект «стиральной доски» стал значительно заметнее. Особо отмечают местные жители «гребёнку» на дорожном участке в районе деревень Пятино, Есипово, Ростовка.
На всём протяжении дороги можно увидеть знаки, расставленные согласно дорожной дислокации, которая разработана в 2005-2006 годах и была установлена.
- У нас, действительно, техника старая, грейдеры были на ремонте, но сейчас всё в порядке, дорогу прочистили, - согласился директор Сокольского ДРСУ Юрий Цыплёнков. - Но следует помнить, что если для поддержания дороги в нормальном состоянии по федеральному нормативу требуется посылать технику хотя бы раз-два в неделю, то нам оплачивают только 2-разовый выезд в месяц. От положенного по нормативу финансирования выделяется всего 25 процентов. Дорожные знаки тоже устанавливаем, но их постоянно снимают или ломают.
Стоит также учитывать, что дорога на Шеру по всероссийской квалификации относится к дорогам 4-й технической категории с переходящим типом покрытия (песок, гравий), где по правилам эксплуатации преду-сматривается ограничение скорости до 40 километров в час. А местные жители и водители «КамАЗов», на которых возят стройматериалы из карьеров, с этим ограничением не считаются, превышают скорость в 2 раза. Вот и получается, что сколько ни грейдируй, всё равно разобьют дорогу, - закончил комментарий Юрий Евгеньевич.

 

Местные сказки

Не раз приходилось слышать от местных жителей легенду про огромные бюджетные средства, что неоднократно выделялись под злополучную автомобильную трассу Сокол-Обросово-Шера. По «примеркам» жителей Борка эту дорогу как минимум дважды покрыли асфальтом. Правда, сделали это только на бумаге, отчитавшись за ремонт перед вышестоящими властями. Но именно из-за этого теперь и не выделяются средства - мол, и так уже всё потрачено!
Но эта легенда - всего лишь плод мест-ной фантазии, хотя в ней, как и в любой другой легенде, есть доля истины. Деньги на ремонт дороги выделить, действительно, ПЛАНИРОВАЛИ. И планировали неоднократно. Последний раз - как раз перед финансово-экономическим кризисом в 2008-2009 годах.
Но дальше планирования дело так и не пошло. Реально деньги никогда в местный бюджет не поступали. В этом ручается руководитель сельского муниципалитета Сергей Феоктистов, а также старейший работник Боровецкой администрации, зам. главы по финансам Галина Мыльникова.
Так, может, пора местным жителям разобраться, где правда, где вымысел и не передавать из уст в уста сказку про и несуществующие финансы?
К слову, разговор о финансировании капитального ремонта дороги продолжается по сей день. О ситуации на Борке в областном департаменте дорожного хозяйства и автомобильного транспорта извест-но, участок от Сокола до Обросова - первоочередной в списке на 2012 год.


Социальная ответственность - дело общее

Дороги - ценные активы общества. Но финансирование дорожных нужд никогда не было и вряд ли будет достаточным. Поэтому опыт по содержанию дорог в рамках ограниченных ресурсов критически важен для российской дорожной отрасли. 
Гравийные и грунтовые дороги с низкой интенсивностью движения - основа функционирования местных экономик, и протяженность таких дорог в составе дорожных сетей северных территорий значительна. Вклад в их улучшение - это вклад в повышение конкурентоспособности местных производителей, в социально-экономиче-ское развитие сельских территорий, в повышение уровня жизни жителей глубинки, в защиту здоровья и окружающей среды.
Сегодня, помимо поддержки отраслей промышленности и социального сектора в провинции, перед общественностью и представителями всех уровней власти ставится национальная задача - развивать сельские дороги. Потребность в них огромна. Хочется надеяться, что в Правительстве области это понимают и наконец-то сдержат обещание - выделят деньги на ремонт дороги хотя бы на участке Сокол-Обросово и определятся с принадлежностью второго участка - Обросово-Шера.
Специалисты в области дорожного хозяйства призывают коллег принять вызов XXI века - улучшать качество обслуживания дорог, несмотря на устойчивую тенденцию к сокращению финансирования, путём повышения производительности труда и наращивания технологического потенциала. Чтобы, несмотря на растущие трудности, не только не стоять на месте, но и двигаться вперед, развивать дорожную сеть, улучшать её эксплуатационное состояние.
Работникам Сокольского ДРСУ необходимо более ответственно относиться к своему делу. Резонны критические высказывания местных жителей в адрес дорожников о покосившихся знаках, о зарослях кустарника, о низком уровне контроля со стороны руководства предприятия за качеством работ. Многие виды работ и не требуют больших финансовых средств, а зависят лишь от энергичности принятия решений.
Но требовать решений только от представителей власти и дорожных служб - не правильно, потому что только их усилиями позитивного результата не добиться. Необходимы сотрудничество и диалог с пользователями дорог, содействие бизнеса и общества.
Хотелось, чтобы о своей доле социальной ответственности вспомнили и владельцы лицензий на разработку песчаных карьеров. Полезные минералы вывозятся отсюда для удовлетворения общественных нужд, но недропользователи должны понимать, что местные жители не должны безвинно страдать даже ради общественного блага. По всем законам они имеют право на нормальную среду обитания.
По информации, полученной в Боровецкой администрации, между местной властью и собственниками карьеров существует соглашение о поддержании дороги в проезжем состоянии. Но из 6-ти недропользователей только ЗАО «ВАД» выполняет свои обязательства.
Между тем разбитая дорога приносит неприятности не только местным жителям, но и владельцам карьеров. При таком состоянии грунтового покрытия приходится чаще тратить средства на ремонт автомобилей, от постоянной вибрации и тряски страдает здоровье водителей.
Будут выделены средства на ремонт или нет? Вопрос по-прежнему остаётся открытым. А пока необходимо вернуть и сохранить дорогу хотя бы в том виде, в каком содержалась до начала 2011 года. Сейчас состояние дороги ужасно. Для этого нужно провести мероприятия по отводу воды, поднятию и выравниванию уровня дорожного полотна.
Большегрузные автомобили следует направить в объезд города Сокола и большинства деревень сельского поселения Боровецкое по дороге на Камское с выездом на трассу М-8. Каждый из собственников карьеров обязан отвечать за определённый участок дороги и содержать его в надлежащем состоянии. Иначе очень скоро и ремонтировать будет нечего - дорога «расползётся» окончательно.

Светлана АБДУЛОВА


(5 Голосов)

Новые статьи:
Похожие статьи:

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

В комментариях ЗАПРЕЩЕНО: Оскорблять чужое достоинство, проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь, употреблять ненормативную лексику, мат, публиковать объявления рекламного характера.
По мере возможности, придерживайтесь правил русского языка. Старайтесь не делать грамматических ошибок.
За нарушение правил ваш комментарий будет проигнорирован!

Защитный код
Обновить

Электронная подписка

 

Цена полугодовой подписки - 220 руб. 

Подробности
по тел. 2-20-70

Реклама

Реклама

Место для вашей рекламы

обращаться
по телефонам:
2-43-48; 2-54-07

Расценки

Праздники

Информер праздники сегодня