Спас на Стрелице (с.Спасское)
С моста идёт дорога в гору, А на горе - какая грусть! - Лежат развалины собора, Как будто спит былая Русь.
Как осязаемы эти простые до гениальности строки великого Рубцова здесь, на биряковской земле, - его прародине. Мост, холм, песчаная дорога и разрушенная святыня - Стрелицкая Преображенская церковь. В кровавых жерновах судьбы перемололся целый пласт русской культуры...
Безмолвная, глухая сторона здесь теперь - крикнешь - не отзовётся никто. Кругом всё зелено - июль, сенокосная пора. Узенькая речка Стрелица, перешёптываясь с прибрежными ивами, бежит по камням. И трогательно, и забавно смотреть, как пятилетний мальчишка, увлечённо играя, носится за бабочками. «А мы к замкам идём»? - вопросительно поднимает он голову. «К замкам, к замкам», - подтверждаем его предположения. Эти возникшие в детском воображении «замки» - два храма в селе Спасском: летний и зимний, точнее то, что от них осталось. Но даже сложившие голову-колокольню храмы как-то сразу открываются взору в зелёной каёмке раскидистых деревьев. Кажется, это совсем близко. На самом деле - до села не одна верста. Путь этот местный народ православный преодолевал множество раз. Ведь церковь в дореволюционные годы была культурным центром округи: здесь крестили, венчали, отпевали... Смотрю на фотографию 1913 года, и местность здешняя даже с трудом узнаётся - прошедшее столетие дало о себе знать. Вот две деревни - Денисково и Самылково - обнялись, как две сестры и напоминают теперь о себе покосившимися избами. Время, время... Скоро канут в твоём нескончаемом водовороте последние бревенчатые памятники минувшей эпохи. Мало что теперь напоминает о былом величии храмов - время неумолимо ко всему. Буйные заросли травы окружают здания, внутри летнего храма зреет земляника. А зимний облюбовал скот - следы его пребывания видны повсюду. В то же время меня удивил хорошо сохранившийся пол храма. Сложно представить, что было здесь два или три столетия назад. Однако история святынь не канула в Лету, а стала достоянием культурной общественности, во многом, благодаря вышедшему в Вологде в 1903 году труду священника, этнографа-краеведа Феодосия Малевинского. (Эта книга есть в библиотеках области). Известно, что ещё в начале XVIII века в селе Спасском было три деревянных храма. В 1738 году они пострадали от пожара, на их месте были построены два новых. Но «в середине XVIII столетия священниками и прихожанами было подано прошение о построении в селе Спасском холодной каменной церкви…» Вот как пишет об этом Малевинский: «В 1752 году бывшие тогда местные священники Стефан Попов и Иаков (фамилия последнего неизвестна) с церковным старостою Феодором Чекалевым и приход-скими людьми писали Преосвященному Варлааму, бывшему епископу Велико- устюжскому и Тотем-скому о том, что в Преображенском приходе вместо сгоревших трех церквей построены и имеются две деревянные церкви, первая теплая во имя Рождества Богородицы, вторая холодная во имя Св. Великомученика Георгия, а во имя Преображения Господня церкви не имеется; хотя помянутая церковь холодная имеется, но построена после пожарного случая за скоростию весьма маломестна, в которую летним временем в Господские, воскресные и высокоторжественные дни за многособранием народу вмещается и слушать Божественного пения никак невозможно, чего ради принуждены стоять более половины народа кругом церкви во ограде, понеже в том Преображенском приходе весьма имеется велико прихожан, а по учиненной в 1744 году ревизии написано приходских одного мужеского полу более восьми сот душ, а по нынешнему состоянию как мужеска, так и женска полу может быть вдвое или более, и что церковный староста с приходскими людьми со всего общего согласия имеют намерение означенную деревянную холодную церковь за малопространством, ежели позволена будет, разобрать, а вместо того желают по обещанию собственным мирским иждивением построить каменную холодную для многонародного собрания пространную во имя Преображения Господня об одном престоле, а помянутую деревянную холодную церковь разобрать, а лес употребить на церковное топление или печение просфор». В 1768 году каменный храм был освящён в честь Преображения Господня. Через несколько лет во время очередного пожара деревянные церкви сгорели, и прихожане снова подают прошение о строительстве на месте сгоревших церквей каменного тёплого храма. «Посему местный причт и церковный староста с приход-скими людьми в 1774 году просили разрешения у преосвященного Великоустюжского и Тотем-ского Иоанна построить вместо двух сгоревших деревянных церквей одну каменную, на что им и выдана была хра-мозданная грамота от 1 июля 1774 года». В 1781 году новый каменный храм был построен и освящён в честь Рождества Богородицы. Впоследствии он неоднократно расширялся. Вот каким описал храм начала XX века Ф.Малевинский: «В настоящее время теплый храм во имя Рождества Богородицы существует в том виде, в каком окончен постройкою в 1877 году, представляя каменное одноэтажное с одною главою здание с каменною же в связи колокольнею. Церковное здание с алтарем и крыльцом имеет в длину 20 сажен, ширину 8 сажен 1 аршин и высоту до крыши в паперти около 2 сажен, в церкви около 3 сажен. На храме и колокольне крыши железные, окрашенные зеленою краскою. Стены снаружи гладкие выбелены. Окон в церкви и алтаре 21, все с железными решетками и двойными рамами». С 1895 после окончания Вологодской духовной семинарии вплоть до закрытия храмов здесь служил Ф.Малевинский - человек трагической судьбы. Он сыграл большую роль в повышении образовательного уровня крестьян, будучи заведующим и законоучителем церковно-приходской и Михеевской школ с момента их открытия и до реорганизации в земские училища (в 1907 и 1916 годах). После победы Октября неоднократно арестовывался за «антисоветскую агитацию». По решению «тройки» при УНКВД был расстрелян в 1938 году в праздник Крещения Господня. Реабилитирован лишь в 1989 году. Благодаря стараниям здешних краеведов (их труд сложно переоценить!) рядом с храмами появился крест с символической надписью: «Феодосию Малевинскому и всем православным, погребённым в месте сем». Сюда ребята и взрослые несут цветы, а местные краеведы-историки рассказывают о просветительской деятельности этого удивительного человека. ...Стою у разрушенных храмов, и невольно накатываются мысли о возрождении: «Возможно ли?» Но состояние святынь не позволяет ответить утвердительно. Да и чего уж лукавить: вряд ли можно сейчас собрать необходимые средства. Но жизнь продолжается. И главное - построить храм в душе своей...
Часовня Вассиана Тиксненского (д.Бурцево)
На самом востоке нынешнего Сокольского района, в Стрелицком приходе существовала часовня, посвящённая местночтимому святому преподобному Вассиану Тиксненскому. Его жизнь - пример подвижничества, духовного подвига. По преданию родился и жил Вассиан (Василий) в деревне Бурцево Стрелицкой волости Тотемского уезда в конце XVI - начале XVII века. Крестьянствовал, портняжничал, воспитывал сыновей, по воскресеньям и праздничным дням ходил в церковь. Но стремление к иной, духовной жизни взяло верх. После долгих размышлений он решил уйти в Спасо-Суморин монастырь, где был пострижен с именем Вассиан. Спустя какое-то время поселился на реке Тиксне при храме Святителя Николая. С 1594 года до самой кончины жил уединённо в келье в нескольких километрах от приходского храма. Вёл аскетический образ жизни, носил вериги. Об этом стало известно после его преставления. Тридцать лет подвизался преподобный в затворе. Практически никого не пускал к себе в келью, питался подаянием, через небольшое окно кельи разговаривал с теми, кто обращался за духовным советом. Предания о подвижничестве Вассиана Тиксненского передавались из поколения в поколение. В 1868 году на правом берегу речки Ретчи была воздвигнута часовня в честь преподобного. Построил её местный житель «над кладезем, выкопанным, по преданию, руками преподобного». Поводом для строительства часовни стало чудо - исцеление жены от слепоты водой из Вассианова колодца. Часовня располагалась у деревни Бурцево, неподалёку от тракта. У дороги стоял столб с кружкой для пожертвований. Часовня установлена на каменном фундаменте, в её центре был колодец, внутри - иконы. В 1930-е годы святыня была разрушена. Но до сих пор 25 сентября, в день памяти преподобного Вассиана Тиксненского, жители округи идут к источнику на водосвятный молебен. Километры пути не пугают - ведь этот день - хороший повод для того, чтобы не только вспомнить преподобного, но подумать о дне сегодняшнем, о вере и безверии, о жизни и смерти...
Подготовил Артём КУЛЯБИН
Новые статьи:
Похожие статьи:
|